Возрастная периодизация зрелости

В едином цикле человеческой жизни выделяются определенные стадии развития, цепь возрастных периодов, из которых в достаточной степени изученными являются детство, отрочество и ранняя юность. С развитием в последнее время геронтологии восполняются пробелы в знаниях о старости. Эти знания позволяют представить картину изменений в психофизиологическом развитии человека. От старта до финиша человеческой жизни намечаются различные стадии и периоды развития. Наименее изученным остается среднее звено человеческой жизни, зрелость, или взрослость, продолжающее оставаться таинственной по общим закономерностям психофизиологического развития. Зрелость является самым ответственным периодом жизни человека, когда определяется его жизненный путь, проявляется расцвет творческих сил, активное отношение к окружающему миру. Определяется ли все это лишь тем, что удалось заложить в детстве и ранней юности? Имеются ли какие-либо потенциалы развития в зрелом состоянии человека и под влиянием каких факторов возможно ускорение психического развития взрослого человека? Довольно длительное время представители генетической психологии рассматривали зрелость как период прекращения процессов созревания, остановки развития при усиленном накоплении знаний и жизненного опыта. Наиболее ярким выразителем этих идей был Э. Клапаред, который считал, что потенциал общего психического развития заложен в детстве. С удлинением состояния детства становится более продолжительным период развития человека. Если по каким-либо причинам процесс развития не был завершен в детстве и юности, то с вступлением человека в фазу зрелости трудно рассчитывать на возможности интеллектуального развития, так как механизмы умственной деятельности в дальнейшем не могут формироваться.

Новейшие исследования показали, что зрелый возраст, по всей вероятности, представляет серию периодов, в которых развитие идет за счет перестройки структурных компонентов, что в одинаковой степени касается как отдельных психических функций, так и межфункциональных связей.

Перестройка внутрифункцнональных и межфункциональных структур должна приводить к изменчивости, сказывающейся в подъемах и спадах показателей, характеризующих развитие психических функций. Гетерохронность как разновременная последовательность, с которой связано проявление активности в работоспособности психических функций, в зрелости проявляется особенно заметно. Экспериментальные данные, которыми располагает сектор психологии НИИ общего образования взрослых АПН СССР, позволяют представить картину возрастной периодизации зрелости от 18 до 35 лет. Этот отрезок человеческой жизни можно назвать ранней и средней зрелостью.

По развитию интеллекта от 18 до 35 лет выделяются два макропериода, первый из которых охватывает возраст от 18 до 25 лет, а второйот 26 до 35 лет. Оба периода отличаются разными темпами и скоростью развития психических функций и интеллекта в целом. Первый период характеризуется непрерывной пульсацией и ритмичностью в развитии так называемых интеллектуальных функций и интеллекта в целом. Второй период в отличие от первого имеет более умеренные изменения в развитии указанных функций.

В первом периоде особенно заметна пульсация в мышлении и памяти. Спады в мышлении непрерывно сменяются подъемами примерно через три года. С 26 лет и далее изменения более однонаправлены. До 32 лет происходит постепенный подъем с двумя небольшими спадами в 28 лет и 31 год. После 32 лет (точки наивысшего подъема) уровень мышления постепенно понижается до спада в 35 лет (данные Е. И. Степановой). Изменения в памяти в первом периоде носят также ритмичный характер, однако колебания здесь не столь значительны, как в мышлении. Период колебания длится примерно четыре года. С 26 до 30 лет происходит умеренный подъем уровня развития памяти, а к 34—35 годам наблюдается постепенный спад (данные Я. И. Петрова). Изменения во внимании в первом периоде также носят колебательный характер. В первые четыре года (18—21 год) уровень внимания довольно стабилен, а в следующие четыре года (22—25 лет) колебания значительно выражены. С 26 до 29 лет обнаруживается умеренный подъем уровня внимания, достигающий наивысшей точки в 32 —33 года. Спад обнаруживается в возрастных группах 34—35 лет.

Таким образом, период от 18 до 25 лет, поздняя юность, или ранняя зрелость, характеризуется наибольшими изменениями при высоких показателях развития интеллектуальных функций. Часто юность рассматривают как финал созревания и представляют ее в качестве зоны, располагающейся между созреванием и зрелостью. Экспериментальные данные служат основанием рассматривать позднюю юность как первую фазу зрелости. Оптимальные точки развития интеллекта падают на 19 лет, 22 года и 25 лет (в первом макропериоде). В дальнейшем наблюдается относительная стабилизация при повышении уровня вербального интеллекта. Наивысшая точка подъема имеет место в 30 лет. Постепенное нарастание величин, характеризующих подъем в развитии вербального интеллекта во втором макропериоде, объясняется накоплением запаса знаний и приобретением жизненного опыта.

Для невербального интеллекта также свойственны цикличность и изменчивость. Различия в уровнях развития вербального и невербального интеллекта высоко значимы. С возрастом наблюдается уменьшение расхождения в уровнях развития вербального и невербального интеллекта. Если говорить о динамике интеллектуальных свойств, то следует отметить наибольшую подвижность свойств вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Уровень невербального интеллекта с возрастом приобретает все более устойчивый характер (данные Л. А. Барановой, Л. Н. Борисовой, В.И.Звягиной, Н. Е. Милитанской и др.). Полученные данные свидетельствуют о неоднородности и противоречивости, которые наблюдаются в уровне развития интеллектуальных функций и интеллекта в целом.

Пики в развитии мышления падают на возраст 20 лет, 23 года, 25 лет, затем в 30 и 32 года. Спады наблюдаются в 22 и 24 года, а в дальнейшем в 26, 28, 31 и 34—35 лет. Пики в развитии памяти приходятся на 19 лет, 23 и 24 года и в 30 лет. Спады — в 21, 25, 26, 31 год, 34—35 лет. Пики в развитии внимания обнаруживаются в 22, 24 года, а в дальнейшем в 27, 29 лет, 32—33 года. Спады — в 23, 25, 31 и 34—35 лет. Максимальные точки подъема во внимании располагаются в возрастах второго макропериода. Как видно из приведенных данных, динамика развития интеллектуальных функций не совпадает. Наблюдается временное расхождение в выраженности подъемов и спадов в уровнях развития памяти и мышления.

На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций можно наметить возрастные микропериоды. 18—25 лет — это период относительно высокого уровня развития мышления и памяти и относительно низкого уровня развития внимания. 26—29 лет — возрастной период наиболее низкого уровня развития мышления и памяти и высокого уровня развития внимания. 30—33 года — период относительно высокого уровня развития памяти, мышления и внимания. 34—35 лет — период спада уровней развития памяти, мышления и внимания. В памяти обнаруживается устойчивый сдвиг в сторону опережения мышления на один год, что особенно заметно в периоды ранней зрелости. Изменения в развитии памяти как бы подготавливают изменения в развитии мышления.

От 18 до 21 года наблюдается самый низкий уровень развития внимания, от 22—25 лет — средний уровень, а от 26 до 33 лет — заметное возрастание уровневых показателей внимания. Внимание выступает как регуляторная функция в возрастных точках расхождения памяти и мышления.

Таким образом, в период зрелости наблюдается гетерохронность в развитии интеллектуальных функций, наиболее ярко проявляющаяся в периоды ранней зрелости. Зрелость отличается как разнонаправленным, так и однонаправленным развитием функций, выражающимся в постоянных сменах подъемов и спадов. Тем самым зрелость выступает в виде серии периодов. Возрастная изменчивость имеет место и в нейродинамических свойствах. Динамичность возбуждения имеет подъемы в 21 и 24 года. Возбудительный процесс с возрастом падает, а торможение обладает высокой динамичностью. Аналогичная картина наблюдается и в психомоторике.

Корреляционный и факторный анализ позволили проследить за структурными изменениями. Изменчивость корреляционных плеяд в различных возрастных группах свидетельствует о том, что структура функций не остается постоянной, последнее отражается и на межфункциональных связях.

В 18—21 год на особенности психомоторики оказывает влияние динамичность возбуждения, а в старших возрастах влияние динамичности возбуждения падает и увеличивается зависимость психомоторики от динамичности тормозных процессов. Можно предположить, что с 25—26 лет возрастает влияние тормозных функций коры (данные Н. Г. Зыряновой и Н. А. Роз).

На всем протяжении рассматриваемых возрастов наименьшие изменения претерпевает образная память, которая сохраняет достаточно устойчивый уровень развития. Наибольшим изменениям подвержена кратковременная вербальная память. Если в периоды ранней зрелости велика роль вербального запечатления долговременной памяти, то с возрастом усиливается роль объема кратковременной памяти (образной и вербальной).

С возрастом усиливается роль практического мышления. Связи образных, вербально-логических и действенных компонентов становятся более динамичными. В периоды ранней зрелости практическое мышление обнаруживает больше связей с логическим мышлением, а в средних периодах зрелости наблюдается усиление связей с образным мышлением, что происходит отнюдь не из-за ослабления связей с логическим мышлением. Это свидетельствует о том, что развитие мышления взрослых не совершается лишь на уровне логических структур. Образные компоненты с возрастом не утрачивают своего значения. Происходят постепенные изменения в соотношении указанных компонентов, взаимосвязь между которыми усиливается по мере накопления знаний и жизненного опыта.

Не остаются постоянными и свойства внимания. С возрастом наблюдается улучшение внимания в целом. Если брать отдельные свойства внимания, то можно обнаружить разную степень возрастания роли этих свойств. На общем фоне повышения уровня развития внимания во втором макропериоде совершенно ясно выступает роль избирательности внимания и его концентрации. Видимо, это можно объяснить также влиянием знаний и жизненного опыта. Связи между отдельными свойствами внимания с возрастом становятся значительно более тесными и устойчивыми. Между сенсорными, мнемическими и вербально-логическими функциями в периоды зрелости существуют как прямые, так и обратные связи, что свидетельствует о сложной структуре интеллекта. Из множества парциальных связей отчетливо выступают связи общего порядка, к которым относятся связи по объемным характеристикам, по единству образного и логического, по произвольной регуляции. В центре межфункциональных связей находится положительная корреляция между вербальным и невербальным интеллектом. Статистически надежными оказались связи вербально-логического мышления и смысловой памяти, образного мышления и образной памяти. Кроме связей одного уровня, имеют место связи разноуровневых показателей. Так, о единстве чувственного и логического в структуре интеллекта свидетельствуют корреляции между непроизвольным запоминанием наглядного материала и логическим мышлением.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в возрастных группах средней зрелости обнаруживается установление более тесных и устойчивых связей между отдельными психическими функциями. В различные периоды зрелости в разной степени происходит перестройка функциональных структур и межфункциональных связей. Полученные данные подтверждают идею Б. Г. Ананьева о наличии двух фаз в развитии психофизиологических функций. Первая фаза представляет прогресс функции, «сказывающийся в нарастании величин, приводящих к подъему. Вторая фаза выражается в специализации функции, связанной сдеятельностью человека. Обе фазы сосуществуют, влияя одна на другую. Однако в разные возрастные периоды взаимовлияние указанных фаз развития выражается не одинаково. Первая «фаза отчетливо проявляется в периоды ранней зрелости. Гете-рохронность при различной степени выраженности имеет место на всем протяжении периодов ранней и средней зрелости. В едином цикле человеческой жизни состояние зрелости представляет серию периодов, где смена межфункциональной изменчивости подготавливается структурными изменениями психофизиологических функций.

Одним из значительных факторов, влияющих на умственное развитие взрослого человека, является обучение. Обучение с его арсеналом средств и методов управляет процессом развития познавательной деятельности. Как показано в исследовании, проводимом в секторе психологии над взрослыми, все обучающиеся, независимо от типа учебного заведения, т. е. студенты и учащиеся вечерних общеобразовательных школ, имеют более высокий уровень умственного развития. Первое место по уровню развития интеллектуальных функций и интеллекта в целом занимают студенты, второе — учащиеся средних школ, третье — неучащиеся с законченным средним образованием, последнее — неучащиеся с восьмилетним образованием. Особенно ярко проявляется зависимость от образования вербального интеллекта, логического мышления, смысловой памяти и переключения внимания.

У обучающихся в центре корреляционной плеяды находится вербальное запечатление долговременной памяти по слуховой модальности, а у необучающихся — объем кратковременной памяти по зрительной модальности. Вес вербальной долговременной памяти в группе необучающихся значительно снижен. У обучающихся оказался выше уровень вербально-логического и практического мышления. По всей вероятности, у обучающихся более высокое развитие интеллекта идет за счет подъема работоспособности памяти, внимания и мышления.

Особенно сильное влияние обучения испытывает речеслуховая система. Учащийся должен слушать учителя, воспроизводить заученное путем пересказа. С этим, очевидно, связано и то, что у обучающихся выше оказалось вербальное сохранение. Как показал ассоциативный эксперимент (Е. И. Степанова), взрослые учащиеся владеют значительно большим словарным запасом. Ассоциации в группе обучающихся разнообразнее по содержанию и отличаются высоким хронометрическим показателем, т. е. для образования одного и того же количества словесных связей обучающимся требуется меньше времени.

В группе обучающихся оказалась выше гибкость мышления, способность к ломке сложившихся ранее стереотипов при решении задач (данные Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской). Умственный потенциал как "готовность к обучению в какой-то степени определяется уровнем образования. В результате умственной деятельности взрослого человека возможна тренировка механизмов интеллектуальных функций, что свидетельствует о непрекращающемся развитии после завершения созревания организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: