Условия и пределы допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений

Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности и организационно-правовые предпосылки их использования в расследовании преступлений.

Организационно-тактические приемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

Условия и пределы допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности и организационно-правовые предпосылки их использования в расследовании преступлений.

Тема 19. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.

ЛЕКЦИЯ

ВОПРОСЫ:

(Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД), их гносеологическая сущность.)

В итоге результаты оперативно-розыскной деятельности это

- любые фактические данные об обстоя­тельствах преступления и лицах, причастных к нему,

- получен­ные наделенными специальными полномочиями оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ порядке

- в рамках конкретного дела оперативного учета и зафиксированные в оперативно-служебных документах ( рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.),

- приложен­ных к ним предметах и документах, полученных при проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ),

- а также мате­риальных носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, маг­нитных, лазерных дисках, слепках и т.п.), изготовленных в рамках проведения оперативно-технических мероприятий.

Чтобы результаты ОРД могли быть использованы в ходе производства по уголовному делу, для этого необходимы опре­деленные предпосылки организационного и правового характе­ра.

Организационно-правовые формы введения результатов ОРД в уголовное судопроизводство.

1. Использования результатов ОРД в расследовании пре­ступлений в ходе следственных действий. Согласно составленных комплексных планов;

2. Мер к установлению лица поручению следова­теля после приостановления предварительного следствия в свя­зи с его не установлением и подлежащего привлечению в каче­стве обвиняемого.

3. — случаи использования результатов ОРД при совместном ана­лизе материалов дел оперативного учета для решения по ним вопроса о возбуждении уголовного дела, при совместной дея­тельности в рамках следственно-оперативных групп.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется по­средством проведения ОРМ, перечень которых содержится в ст.6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В перечень оперативно-розыскных меро­приятий входят:

1) опрос;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное внедрение;

13)контролируемая поставка;

14) оперативный эксперимент.

Приведенный перечень ОРМ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он может быть дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружаю­щей среде.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на не­прикосновенность жилища, допускается на основании судеб­ного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или со­вершенного противоправного деяния, по которому про­изводство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совер­шивших противоправное деяние, по которому производ­ство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях, создающих угрозу государст­венной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, яв­ляется мотивированное постановление одного из руководите­лей органа, осуществляющего ОРД. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся ос­нований для проведения ОРМ; за исключением данных о ли­цах, внедренных в организованные преступные группы; о штат­ных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД; и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; об организации и тактике проведения ОРМ.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановле­ние. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представлен­ных им материалов.

В случае, если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осущест­вляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вы­шестоящий суд.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут при­вести к совершению тяжкого преступления, а также при нали­чии данных о событиях и действиях, создающих угрозу госу­дарственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивиро­ванного постановления одного из руководителей органа, осу­ществляющего ОРД, допускается проведение указанных ОРМ с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, осуществляющий ОРД, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственно­сти отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в пись­менной форме разрешается прослушивание переговоров, веду­щихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязатель­ным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предме­тов, веществ и продукции, свободная реализация которых за­прещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвер­жденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяж­кого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В результате проведения ОРМ получают фактические дан­ные, различные предметы и документы, которые могут быть использованы в расследовании совершенного преступления.

В зависимости от формы внешнего выражения результаты ОРД представляют:

а) устные сведения, задокументированные в установлен­
ной форме;

б) предметы и документы;

в) материальные носители результатов применения опера­
тивно-технических средств (видео- и аудиозапись, ки­
но- и фотосъемка и т.д.).

В зависимости от возможности рас­шифрования источники полученных результатов делятся на две категории:

• результаты ОРД, источники которой могут быть расшиф­рованы;

• результаты, полученные из источников, не подлежащих расшифровке.

>- Результаты оперативно-розыскной деятельности, источ­ники которой не подлежат расшифровке, могут быть использо­ваны лишь в качестве ориентирующей информации:

1) ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому событию;

2) ориентирующая следователя о местонахождении объек­тов, имеющих значение для дела;

3) содержащаяся в материальных образованиях1.

К первому виду ориентирующей информации относятся:

• сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;

• о действиях различных лиц по сокрытию совершенных преступлений;

• о противодействии расследованию;

• о лицах, предметах и документах, могущих стать источ­никами указанных сведений.

>■ Результаты оперативно-розыскной деятельности, источ­ники которой могут быть расшифрованы, допускаются для не­посредственного использования в расследовании преступлений. В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об оператив­но-розыскной деятельности» результаты ОРД могут использо­ваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Рос­сийской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Условием допустимости таких результатов ОРД в доказыва­нии является представление их следователю. Федеральный за­кон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматрива­ет, что представление результатов ОРД органу дознания, следо­вателю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч.З ст. 11).

Постановление составляется исполнителем, в чьем произ­водстве находится соответствующее дело оперативного учета, подписывается руководителем, от имени которого оно вынесе­но, и приобщается к делу оперативного учета, из которого бы­ли изъяты оперативные материалы. В Комментарии к Феде­ральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» от­мечается, что ни само такое постановление, ни его копия в орган дознания, следователю, прокурору или в суд не направ­ляются. Указанные в нем оперативно-служебные материалы направляются в соответствующий правоохранительный орган обычным сопроводительным письмом. В нем указывается должностное лицо, которому направляются материалы, конста­тируется наличие постановления руководителя органа, осуще­ствляющего ОРД, о представлении ее результатов органу доз­нания, следователю, прокурору или в суд и подробно перечис­ляются направляемые материалы. Сопроводительное письмо та­кого содержания составляется в двух экземплярах: подлинник вместе с оперативными материалами направляется в адрес, а копия приобщается к делу оперативного учета1.

Дальнейший процессуальный статус представленных мате­риалов определяется в обычном для уголовно-процессуальной деятельности порядке. Для принятия документов достаточно указанного выше сопроводительного письма. О принятии предметов в соответствии с ч.2 ст.70 УПК РСФСР составляется отдельный протокол с отражением факта их принятия, индиви­дуализирующих и имеющих криминальное происхождение признаков. После проверки и оценки лицо, производящее дозна­ние, следователь, прокурор или суд приобщают представленные материалы к уголовному делу; в отношении вещественных до­казательств об этом выносится особое постановление (опре­деление) (ч.1 ст.84 УПК РСФСР). Если представленные мате­риалы не имеют значения для уголовного дела, они мотивиро­ванным постановлением (определением) возвращаются в орган, который их направил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: