Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности и организационно-правовые предпосылки их использования в расследовании преступлений.
Организационно-тактические приемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.
Условия и пределы допустимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.
Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности и организационно-правовые предпосылки их использования в расследовании преступлений.
Тема 19. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений.
ЛЕКЦИЯ
ВОПРОСЫ:
(Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД), их гносеологическая сущность.)
В итоге результаты оперативно-розыскной деятельности это
- любые фактические данные об обстоятельствах преступления и лицах, причастных к нему,
- полученные наделенными специальными полномочиями оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ порядке
|
|
- в рамках конкретного дела оперативного учета и зафиксированные в оперативно-служебных документах ( рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.),
- приложенных к ним предметах и документах, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ),
- а также материальных носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.), изготовленных в рамках проведения оперативно-технических мероприятий.
Чтобы результаты ОРД могли быть использованы в ходе производства по уголовному делу, для этого необходимы определенные предпосылки организационного и правового характера.
Организационно-правовые формы введения результатов ОРД в уголовное судопроизводство.
1. Использования результатов ОРД в расследовании преступлений в ходе следственных действий. Согласно составленных комплексных планов;
2. Мер к установлению лица поручению следователя после приостановления предварительного следствия в связи с его не установлением и подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
3. — случаи использования результатов ОРД при совместном анализе материалов дел оперативного учета для решения по ним вопроса о возбуждении уголовного дела, при совместной деятельности в рамках следственно-оперативных групп.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения ОРМ, перечень которых содержится в ст.6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
|
|
В перечень оперативно-розыскных мероприятий входят:
1) опрос;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13)контролируемая поставка;
14) оперативный эксперимент.
Приведенный перечень ОРМ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он может быть дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ; за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы; о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД; и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; об организации и тактике проведения ОРМ.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.
В случае, если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение указанных ОРМ с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, осуществляющий ОРД, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
|
|
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В результате проведения ОРМ получают фактические данные, различные предметы и документы, которые могут быть использованы в расследовании совершенного преступления.
В зависимости от формы внешнего выражения результаты ОРД представляют:
а) устные сведения, задокументированные в установлен
ной форме;
б) предметы и документы;
в) материальные носители результатов применения опера
тивно-технических средств (видео- и аудиозапись, ки
но- и фотосъемка и т.д.).
В зависимости от возможности расшифрования источники полученных результатов делятся на две категории:
• результаты ОРД, источники которой могут быть расшифрованы;
• результаты, полученные из источников, не подлежащих расшифровке.
•
>- Результаты оперативно-розыскной деятельности, источники которой не подлежат расшифровке, могут быть использованы лишь в качестве ориентирующей информации:
1) ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому событию;
2) ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела;
3) содержащаяся в материальных образованиях1.
К первому виду ориентирующей информации относятся:
|
|
• сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;
• о действиях различных лиц по сокрытию совершенных преступлений;
• о противодействии расследованию;
• о лицах, предметах и документах, могущих стать источниками указанных сведений.
>■ Результаты оперативно-розыскной деятельности, источники которой могут быть расшифрованы, допускаются для непосредственного использования в расследовании преступлений. В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Условием допустимости таких результатов ОРД в доказывании является представление их следователю. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает, что представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч.З ст. 11).
Постановление составляется исполнителем, в чьем производстве находится соответствующее дело оперативного учета, подписывается руководителем, от имени которого оно вынесено, и приобщается к делу оперативного учета, из которого были изъяты оперативные материалы. В Комментарии к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечается, что ни само такое постановление, ни его копия в орган дознания, следователю, прокурору или в суд не направляются. Указанные в нем оперативно-служебные материалы направляются в соответствующий правоохранительный орган обычным сопроводительным письмом. В нем указывается должностное лицо, которому направляются материалы, констатируется наличие постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, о представлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд и подробно перечисляются направляемые материалы. Сопроводительное письмо такого содержания составляется в двух экземплярах: подлинник вместе с оперативными материалами направляется в адрес, а копия приобщается к делу оперативного учета1.
Дальнейший процессуальный статус представленных материалов определяется в обычном для уголовно-процессуальной деятельности порядке. Для принятия документов достаточно указанного выше сопроводительного письма. О принятии предметов в соответствии с ч.2 ст.70 УПК РСФСР составляется отдельный протокол с отражением факта их принятия, индивидуализирующих и имеющих криминальное происхождение признаков. После проверки и оценки лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд приобщают представленные материалы к уголовному делу; в отношении вещественных доказательств об этом выносится особое постановление (определение) (ч.1 ст.84 УПК РСФСР). Если представленные материалы не имеют значения для уголовного дела, они мотивированным постановлением (определением) возвращаются в орган, который их направил.