Общая характеристика субъектов административно-процессуального права

Лекция.

Нормативные акты

ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// СЗ РФ.- 1997.- № 51.- ст. 5712.

ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ.- 2004.- № 31.- ст. 3215.

ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации// СЗ РФ.- 2003.- № 22.- ст. 2063.

ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» //СЗ РФ.- 2002.- № 22.- ст. 2031.

ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ.- 1999.- № 42.- ст. 5005.

Субъектами, т.е. участниками административно-процессуальных отношений могут быть только субъекты права. Субъект права это социальный субъект - лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства.

Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.

Эти субъекты являются, прежде всего, участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных правоотношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, не участвуют в материальных административно-правовых отношениях, например, мировой судья.

Наиболее удачной представляется классификация субъектов административного права, предложенная Д.Н. Бахрахом, полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов:

первая — индивидуальные субъекты, к которым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,

вторая — коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации.

С учетом сказанного выше система субъектов административно-процессуального права может быть представлена в следующем виде:

1. Индивидуальные субъекты — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

2. Коллективные субъекты:

а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, внутренние подразделения этих органов;

б) исполнительные органы местного самоуправления;

в) предприятия и учреждения различных форм собственности;

г) общественные объединения;

д) государственные и муниципальные служащие, правомочные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: