Инновационный процесс

Трансфер технологий осуществляется стадийно, и, в зависимости от стадии инновационного процесса, существуют достаточно известные формы (методы) трансфера.

Для иллюстрации стадийности часто используют так называемую «линейную модель инновационного процесса», основанного на продвижении технологии. Для обоих режимов продвижения – «рыночной тяги» и «технологического толчка» модель имеет одинаковый вид. Однако, как мы увидим далее, смысл таких этапов продвижения как «замысел», «прототипирование» и «малое серийное производство» для разных режимов оказывается различным.

Рис.1.3 Линейная модель инновационного процесса

Модель достаточно хорошо демонстрирует направленность движения к рынку, а также связывает объемы необходимых инвестиций S с величиной риска R, которая понимается как вероятность неудачи выхода на рынок. Каждый последующий этап продвижения к рынку требует приблизительно на порядок больших инвестиций, чем предыдущий. Так как решения об инвестициях всегда принимают живые люди, они всегда чувствуют свое положение и всегда чувствуют какого объема инвестиции при каких рисках и величине потенциального выигрыша они готовы сделать. Это свойство для каждого проекта описывается формулой

Si * Ri = const.

Приведенное выше простое, но важное соображение позволяет увидеть экономический смысл развития и продвижения технологии, который в глазах ученого обычно заслонен содержательной стороной дела. Экономический смысл каждого из этапов продвижения заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. Описание этих рисков содержится в Таблице 1.3.

Таблица 1.3

Риски и экономический смысл этапов инновационного процесса

Этап Смысл этапа Результаты (продукты) Ключевые участники
1. Замысел - ответ на запрос рынка - «рыночная тяга» - рыночное предложение - «технологический толчок» концепция технологического развития концепция нового продукта ученые изобретатели
2. НИР снятие риска несоответствия замысла законам природы новые знания, изобретения ученые, изобретатели
3. НИОКР снятие риска нереализуемости замысла при данном уровне развития общих технологий конструкторская документация изобретения, полезные модели, ноу-хау ученые, инженеры, конструкторы, технологи
4. прототип - снятие риска несоответствия замысла условиям производства на нашем конкретном предприятии («тяга») - снятие риска качественного несоответствия запросу рынка («толчок») технологические процессы дизайн, изобретения полезные модели промышленные образцы маркетологи, инженеры, конструкторы, технологи дизайнеры
5. малая серия - разработка технологии производства, начало продаж - снятие риска несоответствия запросу рынка технологический регламент полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, товарные знаки менеджеры, маркетологи, дизайнеры, логистики, конструкторы, инженеры
6. серийное производство снятие риска несоответствия объемов спроса и предложения регламент производства товарные знаки менеджеры, экономисты, технологи, логистики, рабочие
7. продажи дистрибуция продукта, получение дохода формат бизнеса менеджеры, экономисты, логистики, дистрибьюторы, консультанты, продавцы
8. обслуживание сервис, получение дохода   менеджеры, экономисты, логистики, консультанты

Из приведенной таблицы видно, что содержательное влияние ученого на технологию, фактически, ограничивается выполнением НИР и ОКР. Далее задача продвижения технологии переходит в другие руки – см. столбец «ключевые участники». Однако именно результаты НИОКР оказывают особенно сильное влияние на формирование портфеля прав интеллектуальной собственности, необходимого научной организации для реализации любой из перечисленных форм трансфера технологий.

Итак, мы видим, что при продвижении продукта на рынок от этапа к этапу изменяется содержание и стоимость работ, количество участников и характер квалификации участников.

Это означает, что при продвижении проект неизбежно переходит «из рук в руки» как по существу работы, так, чаще всего, и в смысле распределения прав на технологию. Как теперь понятно из свойства коммерциализуемости успешной технологии на каждом этапе ее развития, смысл инвестирования в продвижение технологии может заключаться в приобретении прав как на возможные конечные результаты, предназначенные для использования в собственном производстве, так и на промежуточные результаты, права на которые также могут принести доход при их реализации (уступке). В частности, в такой промежуточной продаже заключается смысл венчурного бизнеса.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в следующей таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Основные факторы, влияющие на реализацию инновационного процесса

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально психологические, культурные Сопротивления переменам, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический климат в трудовом коллективе.
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: