double arrow

Инновационная деятельность и ее значение для конкурентоспособности бизнеса

Глава 1. Инновационная деятельность. Инновационный цикл и инновационный процесс.

Инновации и инновационная деятельность в настоящем курсе мы будем обсуждать только применительно к бизнесу. При этом мы будем рассматривать бизнес как одну из важнейших человеческих ценностей, а именно, как инструмент поставки обществу высококачественных товаров и услуг по справедливым ценам.

Важнейшим следствием использования бизнеса является высвобождение свободного времени, что позволяет обществу жить не только сию минутным интересом, но и думать о будущем и развивать иные, кроме бизнеса, ценности – семью, культуру, политику, искусство, науку, спорт и др.

Инновационная деятельность всегда направлена на совершенствование бизнеса. При этом ее эффективность сильно зависит от общих условий осуществления бизнеса. Таких фундаментальных условий всего два:

- покупатель свободно осуществляет свой выбор и добровольно платит за приобретаемые им продукты и услуги

- на рынке соблюдается равенство в конкуренции между поставщиками.

Абсолютно строго эти принципы не выдерживаются ни в одной из экономик мира и нарушаются, в основном, из-за проявлений коррупции и монополизма. При некотором уровне этих нарушений инновационная деятельность как средство повышения конкурентоспособности бизнеса становится бессмысленной. Негативное влияние этого явления заключается не столько в том, что кто-то обогащается несправедливо, сколько в том, что угнетается производитель, понимающий потребителя и способный разрабатывать и поставлять ему качественные и дешевые товары и услуги, и некому становится развивать экономику.

Чтобы в условиях рыночной экономики потребитель выбрал ваш товар или услугу надо либо делать и предлагать ему то, что другие не могут делать или не могут предложить, либо делать и предлагать то же, что и другие, но лучше и дешевле. Факт состоит в том, что в нынешнее время оба эти способа достижения победы в конкурентной борьбе могут быть основаны только на использовании инновационной стратегии развития. Это означает, что Компания может добиться эффективного ответа на актуальные потребности рынка и обеспечения конкурентных преимуществ только за счет непрерывного обновления своих производственных технологий, и контролируемых ею знаний и умений персонала. Это и есть инновационная стратегия.

Инновационной называется такая стратегия развития компании, при которой ее ответ на актуальные потребности рынка, а также ее конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологий производства и знаний и умений персонала.

Главным следствием соблюдения фундаментальных принципов рыночной свободы и равенства в конкуренции является то, что единственной целью компании на рынке становится увеличение собственной стоимости, т.е. капитализации. На это же, следовательно, должна быть направлена и инновационная деятельность.

Стоимость компании определяется двумя факторами:

- способностью генерировать прибыль;

- продолжительностью времени, в течение которого эта способность сохраняется.

Способность генерировать прибыль определяется тем, как часто клиент для удовлетворения своих нужд и потребностей выбирает наши продукты и услуги и платит нам, а не нашим конкурентам.

Способность компании генерировать прибыль довольно легко может быть измерена на практике. Для этого, однако, требуется правильная классификация доходов и расходов, система корректной и прозрачной отчетности.

Продолжительность времени, в течение которого способность компании генерировать прибыль будет сохраняться, определяется прогнозом динамики платежеспособного спроса и рисками неконкурентоспособной реакции компании в ответ на его изменения.

В экономической терминологии способность компаний генерировать прибыль описывают через ее активы, т.е. совокупность всех легальных ресурсов, позволяющих получать доходы и прибыль за счет привлечения и обслуживания клиентов. К активам компаний относятся:

- денежный капитал;

- объекты основных средств;

- нематериальные активы;

- человеческий потенциал.

Активы двух первых типов осязаемы, а их измеримость очевидна.

Нематериальные активы и человеческий потенциал неосязаемы, но именно они в нынешнее время определяют стоимость компаний. Ниже приведена таблица из работы, в которой на конкретных примерах рыночная стоимость компаний сопоставлена со стоимостью ее реальных активов.

Таблица 1.1

Отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (коэффициент Тобина)

Бритиш Петролеум поглощает Стандарт Ойл, 1987 г. 2,53
Истмен Кодак поглощает Стерлик Драг, 1988 г. 5,04
Филип Моррис поглощает Якобс Сухард, 1990 г. 5,14
Таймс Инкороп поглощает Уорнер Коммьюникейшнс, 1989 г. 6,56
Бристол Майерс поглощает Сквибб, 1989 г. 8,52

Как можно видеть, основная часть стоимости компаний как «машин», генерирующих доход, связана с «неосязаемыми» активами. Именно на их формирование и направлена инновационная деятельность в бизнесе.

Нематериальные активы представляют собой портфель прав на присвоенные компаниями отделимые от носителя результаты интеллектуальной деятельности, в частности, на изобретения, ноу-хау, товарные знаки.

Например, по данным компании Deloitte Consulting LLP 20 лет назад 38% рыночной стоимости компаний на Нью-Йоркской фондовой бирже были представлены нематериальными активами, а в 2002 году этот показатель достиг 70%.

В таблице 1.2 приведены сведения для некоторых российских компаний.

Таблица 1.2

Отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов для российских компаний

Компания Коэффициент Тобина
Росбизнесконсалтинг 9,9
ЮКОС 5,3
Вимм-билль-данн 3,9
Вымпелком 2,7
Балтика 2,5
Норильский никель 1,6
Северсталь 1,2
МГТС 1,1
Ростелеком 1,1
Славнефть-Мегионнефтегаз 1,0
Лукойл 1,0
РАО ЕЭС России 1,0
Северо-Западное пароходство 0,5
Татнефть 0,5
Мосэнерго 0,5

Что же касается человеческого потенциала, то он представляет собой знания и навыки неотделимые от носителя, т.е. от людей – коллектива или одиночек. Следовательно, даже в принципе он не может быть присвоен в силу существования конвенции о недопустимости рабства. Однако, это не означает, что его нельзя контролировать.

Например, можно за счет различных позитивных мер материального, социального и морального характера удерживать в компании персонал с ключевой компетенцией, а также поощрять обмен подобными знаниями и навыками между сотрудниками компании.

Это снижает степень ее зависимости от персонала и понижает риски утраты ключевой компетенции.

Инновация как ответ рынку. «Рыночная тяга» и «технологический толчок»

Стремление компании повысить свою стоимость приводит к необходимости тщательно отслеживать состояние рынка и его требования, чтобы сформировать ответ, обеспечивающий генерацию необходимой для этого прибыли и снижения рисков, влияющих на оценку продолжительности периода такой генерации. В любом случае этот ответ имеет форму инвестиционного проекта, который всегда направлен на формирование нужного актива, т.е. средства формирования прибыли компании. Ниже на рис.1.1 приведена схема такого ответа.

Рис.1.1. Схема инвестиционного ответа компании на вызов рынка

Как видим, возможны два типа ответов. Один предполагает лишь экстенсивную реакцию без технологического развития, т.е. без формирования портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности. Но мы уже видели ту особенность современного рынка, что без технологического развития компаний адекватный ответ на его вызов невозможен. В нынешних условиях трансфер технологий, т.е. продвижение их в реальную экономику, не менее важен для коммерческого успеха, чем движение капиталов.

Поэтому инвестиционный проект, формирующий ответную реакцию на требования рынка, должен быть инновационным и включать в себя обзаведение новыми технологиями, т.е. приобретением прав на использование новых научно-технических решений. Эти права могут быть приобретены в форме лицензий на использование изобретений, могут быть получены в результате собственных или заказных исследований и разработок или могут быть получены путем покупки высокотехнологичных инновационных предприятий. В то же время, как видно из рис. 1.2, инвестиционный проект должен и предусматривать действия по внедрению, т.е. подготовке технологий к эксплуатации.

Рис.1.2. Схема инвестиционно-инновационного цикла

Например, может потребоваться создать новые или модифицировать имеющиеся производственные мощности для реализации новых технологий, подготовить персонал и др. Затем потребуются усилия и затраты по введению подготовленных таким образом активов в эксплуатацию, вследствие которой и возникнет прибыль. Как только актив будет введен в эксплуатацию, он начнет амортизироваться, а все учтенные расходы по его созданию - расходы на НИОКР, подготовку и введение технологий к эксплуатации - будут относиться на себестоимость продукции и исключаться из налогооблагаемой базы. Полная амортизация актива приведет к завершению рассматриваемого инновационного цикла.

Таких циклов может идти в компании сразу несколько с определенным разбегом во времени или без него в объемах имеющихся у компании ресурсов. Именно ограниченность ресурсов приводит к тому, что в каждый момент времени формирование и выбор каждого нового наиболее выгодного инвестиционного ответа необходимо делать на основе анализа рыночной ситуации, производимого маркетологами. Такой инновационный режим, характерный для компаний занимающих прочное положение на рынке называется режимом «рыночной тяги». Его смысл состоит в ответе на вопрос «Как на основе технологического развития компании добиться решения актуальной бизнес-задачи?». Обычно такой режим имеет два исхода:

1. удается найти и реализовать необходимую совокупность технических решений (чаще всего)

2. не удается найти и реализовать необходимую совокупность технических решений (редко)

Разработчики технологий могут участвовать как подрядчики в реализации инновационного процесса в режиме «рыночной тяги». Однако, в тех случаях, когда они в процессе своей профессиональной деятельности мотивированы исключительно научно-техническими интересами, они могут получать знания, генерировать технические решения и технологии с неизвестной наперед рыночной актуальностью. Такой инновационный режим называется режимом «технологического толчка». Его смысл состоит в ответе на вопрос, «Какие рыночно актуальные товары и услуги могут создаваться за счет полученных новых решений?». Обычно такой режим имеет 3 исхода, перечисленных в порядке нарастания вероятности:

1. удается разработать новые для рынка товары и услуги, отсутствовавшие на рынке, т.е. выявить неизвестные ранее потребности и нужды покупателей и создать новый бизнес (крайне редко)

2. удается найти действующий бизнес, который может быть улучшен за счет новых решений (редко)

3. не удается ни разработать новые для рынка товары и услуги, ни найти действующий бизнес, который может быть улучшен за счет новых решений (в подавляющем большинстве случаев)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: