Социальное обслуживание

(о медицинской помощи и лечении – в лекциях «Об источниках ПСО»)

Самостоятельный правовой институт в системе отрасли.

Нормы данного института регулируют отношения по предоставлению гражданам бесплатной либо со скидкой социальной помощи в виде конкретных социальных услуг (натуральное социальное обеспечение).

На современном этапе в литературе обосновывается идея о включении в предмет ПСО общественных отношений по предоставлению пожилым, инвалидам, семьям с детьми соответствующих услуг на платной основе и, соответственно, включение содержания института данной отрасли (социальное обслуживание) норм, регулирующих такие отношения (нормы гражданского права, которые регулируют отношения по оказанию услуг гражданам) (М.В. Лушникова, А.М. Лушников).

Включение в предмет отрасли ПСО гражданско-правовых отношений, по существу, приведет к размыванию данного предмета с теми отношениями, которые имеют договорную природу, а не публичную (ПСО - императивная природа).

Такое включение подтолкнет и сделает более интенсивным процесс отказа государства от социального обслуживания граждан и перевода последних на договорно-платные услуги, где государство не будет выступать гарантом.

Комплекс социального обслуживания – целостный, так как он состоит из подкомплексов, в зависимости от вида социальных услуг. Закон «О монетизации…» № 122 ввел в закон «О социальном обслуживании лиц пожилого возраста…» от 2 августа 1995 года принципиально важные изменения: с 1 января 2005 года правовое регулирование такой группы общественных отношений, как содержание граждан в учреждениях социального обслуживания на полном стационарном обслуживании, а также полу, передано в компетенцию самих субъектов, которые теперь регулируют эти отношения собственными законами и иными нормативными правовыми актами. Такая передача привела к тому, что по существу, была разрушена система государственных гарантий права граждан на социальное обслуживание, закрепленное в Конституции, как неотъемлемую часть права на социальное обеспечение.

Виды социального обслуживания:

1. Профессиональное обучение (Закон «О социальной защите инвалидов…»). Эту услугу не передали субъектам – она гарантируется на федеральном уровне. Как в образовательных учреждениях общего типа (к примеру, МГЮА), так и в иных. Подкрепляется конкурсным основанием. Лица обучаются той профессии, которая не противопоказана им по состоянию здоровья. В период обучения им выплачивается стипендия.

2. Трудоустройство инвалидов (Закон «О социальной защите инвалидов…») – все работодатели в обязательном порядке квотируют определенное количество рабочих мест для инвалидов. После закона № 122 – резкое снижение (до 2-4%). На западе работодатели (и у нас тоже) в соответствующий фонд службы занятости каждое рабочее место по цене за этом место за каждого нетрудоустроенного инвалида. Служба занятости использует эти деньги для образования новых рабочих мест. Работа предоставляется с учетом его специфического состояния здоровья инвалида. Для того, чтобы РД мог определить, что можно делать, ЗД ввел «индивидуальную программу реабилитации». МСЭ по просьбе инвалида обязаны разработать эту программу. Закон обязывает каждого РД создать индивидуальное рабочее место для инвалида с учетом ИПР.

3. Полное стационарное обслуживание;

4. Полустационарное обслуживание;

5. Срочное социальное;

6. Социальное обслуживание детей и детей-инвалидов в специальных учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: