Инструментарий политики

В характеристике инструментария политики, обратим внимание на следующее. Применительно к первой цели, определенной как активизация инвестиций в регионе, могут использованы налогово-бюджетные и денежно-кредитные инструменты. Первые могут быть представлены совокупностью инструментов прямого и косвенного действия. Государство прямо влияет на бизнес посредством политики расходов, определяя направления, объекты и размеры финансовой поддержки. Важную роль в системе поддержки бизнеса играют межбюджетные отношения, предметом которых выступают дотации, субвенции, субсидии выделяемые на определенный срок на конкретные цели нижестоящим бюджетам, бюджетным организациям, выступающим заказчиками продукции предприятий, либо прямо хозяйствующим субъектам.

Косвенное воздействие на бизнес государство оказывает посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны и отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подготовку управляющих и др.

Инструментарий налогового воздействия включает: налоговые скидки предприятиям, осуществляющим инвестиции за счет прибыли, систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы, например, стимулирующие становление и развитие малого бизнеса.

Важнейшими денежно-кредитными инструментами повышения инвестиционной активности бизнеса выступают операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке, расширение кредита через механизм учетной ставки, снижение учетной ставки центрального банка и норм обязательных банковских резервов, страхование экспортных кредитов.

В достижении второй цели наиболее значимую роль играют методы обеспечения социальной стабильности. В ряду этих методов – инструменты социального обеспечения. Это – одна из базовых функций государства, даже безотносительно к бизнесу. С точки зрения макроэкономики и социально-экономической политики государства инструменты социальной поддержки населения следует отнести к совокупности методов прямого регулирования экономики. Реализуемая в рамках программ социального страхования и социального вспомоществования помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам, выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование и др. оказывает косвенное по постановке и реализации целей и весьма противоречие воздействие на функционирование бизнеса.

Следует полагать, что набор инструментов социальной защиты является одним из наиболее значимых в системе мер косвенной поддержки бизнеса, поскольку с одной стороны обеспечивает его квалифицированной рабочей силой, создает благоприятную институциональную среду, а с другой – определяет степень заинтересованности работников в интенсивной работе и размерах заработков. Противоречивость действия инструментов социальной защиты населения на бизнес уже на протяжении сотен лет питает дискуссии экономистов о целесообразном уровне и наборе инструментов социальной защиты работников и населения вообще.

Согласование интересов государства и бизнеса достигается также посредством методов антимонопольного воздействия, как прямого, так и косвенного. Состав инструментов включает финансовые, организационные, информационные, консультационные. Наиболее распространены: антимонопольное законодательство, создание бизнес-инкубаторов, финансирование государством информационных и консультационных услуг малому и среднему бизнесу, предоставление возможности пользования информационными сетями на льготных условиях, оказание бесплатных услуг по организации бизнеса, разработке маркетинговой стратегии, налоговому планированию.

Достижение этой цели обеспечивается также с помощью методов ценового регулирования. Преимущественно используются инструменты, влияющие на цены через соотношение рыночного спроса и предложения. Здесь важную роль играет ограничение денежной массы в обращении, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок,

Ценовые регуляторы бизнеса преимущественно имеют прямое действие, но, в то же время, несут с собой и косвенные эффекты. Поскольку прямое ценовое регулирование бизнеса, как правило, направлено на ограничение цен на определенные товары, то возникают косвенные эффекты, связанные с невольным поощрением производства конкурирующих или замещающих товаров.

Реализация третьей цели осуществляется наиболее представительным составом методов и инструментов воздействия. Выделим государственное кредитование, осуществляемое государством на конкурсной основе. Оно является продуктивной формой поддержки местных производителей. Для разработки превентивных действий, инициирующих появление качественных сдвигов в структуре региональной экономики особую роль играют планово-прогнозные методы. Региональные органы власти ответственны за реалистичное планирование, учитывающее закономерные изменения в приоритетах и динамике развития отраслей; состояние и перспективы ресурсной базы территорий. При планировании структурных изменений необходимо ориентироваться на содействие производству товаров, конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках, имеющих значение с точки зрения обеспечения занятости, градообразующих предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: