Стратегия несвязанной диверсификации
Организации, осуществляющие несвязанную диверсификацию называются конгломератами. Сферы бизнеса, находящиеся в их порфеле имеют между собой слабые стратегические соответствия.
Основное преимущество стратегии несвязанной диверсификации базируется на снижении риска для организации в целом. Снижение риска связано с тем фактом, что различные отрасли могут находиться на различных фазах отраслевых жизненных циклов, и спады в одних компенсируются подъемами в других (при условии отсутствия общеэкономического спада в стране).
Доходность конгломерата в целом в значительной степени зависит от способности управленческого ядра предвидеть перспективы отраслевых конъюнктур и умения выгодно распоряжаться компонентами портфеля сфер бизнеса конгломерата.
Примеры несвязанно-диверсифированных компаний США: Union Pacific Corp. (железнодорожные и сухопутные перевозки; добыча нефти и газа и нефтепереработка; СВЧ-оборудование; недвижимость и др.), Westinghouse Electric Corp. (энергораспределительное оборудование; недвижимость; коммерческое теле- и радиовещание; транспортеры; офисная мебель; электроника для нужд обороны и др.).
В некоторых случаях изменения во внешней среде или внутренние перемены могут приводить к тому, что ранее привлекательная сфера бизнеса перестает приносить требуемую прибыль, и единственно правильным решением становится прекращение ее деятельности в рамках портфеля. Здесь возникают несколько возможностей: первая - продать более непривлекательную организацию, вторая – ликвидировать ее, третья – дождаться банкротства.
При рассмотрении первой альтернативы следует попытаться найти организацию, для которой данная сфера бизнеса может представлять интерес, т. е. организацию, с которой данная сфера бизнеса имеет наибольшие СС.
При рассмотрении возможности реализации стратегии ликвидации, предполагающей закрытие организаций распродажу ее активов, следует иметь в виду, что стоимость распродаваемых по отдельности активов может оказаться значительно ниже стоимости цельной организации. Это объясняется, например, тем фактом, что при ликвидации теряются нематериальные активы, составляющие в некоторых случаях «львиную» долю интегральных активов организации. В тех случаях, когда отсутствует надежда на выживание организации, а покупатель не найден, оперативная ликвидация с финансовой точки зрения более оправдана по сравнению с банкротством, при котором может пострадать имидж всего портфеля сфер бизнеса.






