Принципы управления и принципы организации

Альтернативные парадигмы организационного процесса

Таблица 1

Организационные парадигмы

Все многообразие подходов к организационной деятельности можно представить в виде двух альтернативных парадигм (табл. 1). Приведенные парадигмы отражают два принципиально различных подхода к организационной деятельности.

Первый можно условно назвать подходом принуждения, когда для создания и поддержания необходимо прикладывать усилия. Как толь­ко эти усилия прекращаются, система возвращается к исходному со­стоянию. Можно конструировать сколь угодно много искусственных организационных схем, но они будут непрочными и неэффективны­ми. Наша история знает немало таких примеров: колхозы, совнархо­зы, производственные объединения и т.д.

Первая парадигма Вторая парадигма
Исходным состоянием любой системы является беспорядок, хаос Нет ничего более неестественного, чем хаос. Реальные системы обладают имманентной организацией. Хаос – это тоже порядок, но более сложный, менее доступный пониманию
Организация предполагает создание порядка из хаоса Организация предполагает создание условий для развития системы
Созданный порядок необходимо поддерживать, затрачивая ресурсы, иначе снова наступит хаос Необходимо ориентироваться на саморегуляцию и на саморазвитие систем

Второй подход ориентирован на естественные процессы орга­низации, развивающийся достаточно долго, чтобы дать место и во­леизъявлению человека. Цели человека, выпадающие из диапазона естественного развития (например, создание колхозов), обречены на провал, какие бы ресурсы ни привлекались для их достижения. Вме­сте стем здесь нет фатализма – человек с его целеполагающей и во­левой деятельностью не исключается из процесса развития, надо лишь выполнить условие: пространство целей человека должно совпадать с диапазоном направлений естественного (возможного в принци­пе) развития. Ориентацию на естественное развитие можно найти ив исследованиях А. Смита, который утверждал, что для социально-экономического развития общества необходимы мир, легкие налоги и терпимость в управлении, а все остальное сделает естественный ход вещей.

Организация как процесс организовывания – одна из основных функций управления. Под функцией управления понимают совокупность повторяющихся управленческих действий, объединенных единством со­держания. Поскольку организация (как процесс) служит функцией уп­равления, любое управление представляет собой организационную дея­тельность, хотя и не сводится только к ней.

Управление – особым образом ориентированное воздействие на систему, обеспечивающее придание ей требуемых свойств или состоя­ний. Одним из атрибутов состояния является структура.,

Организовать – значит, прежде всего создать (или изменить) структуру.

Базовым классификационным признаком построения систем уп­равления, определяющим облик системы и ее потенциальные возмож­ности, является способ организации контура управления. В соответ­ствии с последним выделяют несколько принципов управления.

Принцип разомкнутого (программного) управления. В основе этого принципа лежит идея автономного воздействия на систему независимо от условий ее работы. Очевидно, что область практического применения этого принципа предполагает достоверность знания со­стояния среды и системы на всем интервале ее функционирования. Тогда можно предопределить реакцию системы на рассчитанное воз­действие, которое заранее программируется в виде функции (рис. 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: