double arrow

А1 - рост трудовых издержек на 1 руб., А2 - на 2, А3 - на 3, А4 - на 4

Задача поиска штандорта

Имеется производства, работающее с двумя локализованными материалами. Для производства 1 т готового продукта требуется ¾ тонны одного материала и ½ т другого материала.

Эти веса позволяют получить штандортную фигуру на «материальных компонентах» (линиях, соединяющих штандорт с «материальными складами») с весами ¾ и ½, а также «потребительской компоненте».


Таблица «Закономерности размещения промышленности при транспортной ориентации».

Характер распределения сырья и материалов по территории Характер производственного использования сырья и материалов Ориентация штандорта
Убиквитет Локализированный Чистый Грубый  
+       Место потребления
  + +   В любом месте между складом и местом потребления
+ +     Место потребления
      + Склад
+     + Склад при МИ=1,0; Место потребления при МП<10

Ориентация на трудовые ресурсы:

Издержки на трудовые ресурсы определяются:

· Заработной платой

· Производительностью труда

Места с наименьшими издержками на трудовые ресурсы в теории Вебера называются «рабочими пунктами».

«Рабочие пункты» притягивают штандорты от пунктов с минимальными транспортными издержками, если экономия издержек на рабочую силу превышает перерасход в транспортных издержках, вызванный перемещением производства.

В графической форме данная закономерность выражается с помощью изодапан — замкнутых кривых линий, соединяющих точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек.

Критическая изодапана — изодапана, клоторая соединяет точки где отклонения от минимальных транспортных издержек равны экономии на издержках на рабочую силу.

Комментарий к следующей схеме:

L1=3pуб. L2=2руб. Из точки Р в L2 выгодно, т.к. L2 - внутри своей критической изодапаны А1. А вот в L1 уже нет.


Величина экономии на издержках на рабочую силу зависит:

От абсолютной величины издержек на рабочую силу на еджиницу продукции.

От доли (в %) сокращения этих издержек в рабочем пункте по сравнению с пунктами минимальных транспортных издержек.

Характер и направление ориентации на трудовые ресурсы связаны:

· С характером отдельных отраслей промышленности (ШтВ, МИ, размер рабочих издержек (РИ)). Числовой показатель ориентации на трудовые издержки — рабочий коэфициент, РК = РРИ/ШтВ

· С общими условиями среды размещения.

Если «рабочий пункт» лежит внутри своей критической изодапаны, перемещение производства из транспортного в «рабочий пункт» выгодно, если вне её, невыгодно.

Чем выше рабочий коэфициенрт данной отрасли промышленности, тем сильнее концентрируется эта отрасль в небольшом числе «рабочих пунктов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: