Корректирующие налоги и субсидии
Интернализация внешних эффектов
Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.
Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод.
Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную предельным общественным затратам.
|
|
При их наличии положительных внешних эффектов используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности.
Вне зависимости от того, кому принадлежат права на использование ресурса, через который действует внешний эффект, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату.
Под функциями государства понимаются главные направления его и деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство – категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства – одни отмирают, другие возникают, третьи приобретают приоритетное или, наоборот, второстепенное значение.
В отечественной научной мысли выделяется четыре основных функции, которые осуществляются любым государством:
1. экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики посредством поддержания конкурентной среды, защиты прав собственности, организации общественных работ, обеспечении свободы предпринимательства законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулировании денежного обращения, контроль за внешнеэкономической деятельностью и т.д.;
|
|
2. политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств, международного терроризма и т.п.;
3. социальная – охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.п.;
4. идеологическая – поддержание определенной идеологии, в том числе и религиозной, национальной культуры, науки и т.д.
Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
К провалам государства относят:
1. ограниченность необходимой для принятия решения информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;
2. несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.;
3. ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему.
Несмотря на такую четкую структуру функций государства, вопрос о функциях государства носит дискуссионный характер. Обратим внимание на развитие, уточнение и переоценку функций государства на современном этапе развития общества.
Остается сегодня востребованной и такая функция государства как смягчение так называемых хронических болезней рынка, а именно цикличности развития экономики, инфляции и безработицы.
В рамках этой функции особое внимание государство уделяет денежному обращению. Во-первых, потому, что сам рынок не может обеспечить себя деньгами, поэтому эмиссия (выпуск) денег – это функция государственного или центрального банка. Во-вторых, регулирование денежного обращения преследует цель борьбы с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.
Функцией государства остается и деятельность его в качестве субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
|
|
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
Государство призвано осуществлять региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Эта функция имеет особое значение в условиях усиления центробежных сил.
Реализация национальных интересов в мировой экономике сегодня также является функцией государства, которая предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Эта функция в условиях глобализации преобразуется в функцию обеспечения экономической безопасности.
Сегодня проявляется тенденция к перенесению части государственных функций экономики на надгосударственный уровень. Так, возникают глобальные институты – МВФ, Всемирный банк, ВТО.
В условиях глобализации чрезвычайно важной становится функция координации интересов не только социальных групп населения внутри страны, но и на международном уровне. Дело в том, что финансовые интересы доминируют в мышлении людей из Международного валютного фонда, точно такую же роль играют торговые интересы во Всемирной торговой организации. МВФ лишь мельком касается проблем бедных – ведь находят же банки миллиарды для выкупа долгов банкам, но нет и малых сумм для предоставления субсидий тем, кто вышвырнут с работы в результате осуществления программ МВФ. Чрезвычайно важно, чтобы программы этих глобальных институтов соответствовали общим интересам: заботе о среде обитания, обеспечении бедным права голоса при принятии решений, которые их непосредственно затрагивают, содействию развития демократии, честной и справедливо торговли. Проблема состоит в том, что эти институты стали отражать умонастроения тех, кому они подотчетны. Типичный управляющий центральным банком начинает свой рабочий день с проблем инфляции, а не со статистики бедности; министр торговли озабочен показателями, экспорта, а не загрязнения окружающей среды.
|
|
В связи с этим появляется новая функция у государства – участия в организациях глобальных институтов, установлении для них определенных правил игры.
Развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политики в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.
Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда – усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечить прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы.
Тема 6. Национальная экономика, её результаты и их измерение