Теорема Коуза

Корректирующие налоги и субсидии

Интернализация внешних эффектов

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод.

Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную предельным общественным затратам.

При их наличии положительных внешних эффектов используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности.

Вне зависимости от того, кому принадлежат права на использование ресурса, через который действует внешний эффект, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату.

Под функциями государства понимаются главные направления его и деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство – категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства – одни отмирают, другие возникают, третьи приобретают приоритетное или, наоборот, второстепенное значение.

В отечественной научной мысли выделяется четыре основных функции, которые осуществляются любым государством:

1. экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики посредством поддержания конкурентной среды, защиты прав собственности, организации общественных работ, обеспечении свободы предпринимательства законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулировании денежного обращения, контроль за внешнеэкономической деятельностью и т.д.;

2. политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств, международного терроризма и т.п.;

3. социальная – охрана прав и свобод всего населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.п.;

4. идеологическая – поддержание определенной идеологии, в том числе и религиозной, национальной культуры, науки и т.д.

Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

К провалам государства относят:

1. ограниченность необходимой для принятия решения информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;

2. несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.;

3. ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему.

Несмотря на такую четкую структуру функций государства, вопрос о функциях государства носит дискуссионный характер. Обратим внимание на развитие, уточнение и переоценку функций государства на современном этапе развития общества.

Остается сегодня востребованной и такая функция государства как смягчение так называемых хронических болезней рынка, а именно цикличности развития экономики, инфляции и безработицы.

В рамках этой функции особое внимание государство уделяет денежному обращению. Во-первых, потому, что сам рынок не может обеспечить себя деньгами, поэтому эмиссия (выпуск) денег – это функция государственного или центрального банка. Во-вторых, регулирование денежного обращения преследует цель борьбы с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами, в то время как подавление инфляции с помощью полного контроля над ценами и доходами без устранения ее причин негативно сказывается на развитии рыночных отношений. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Функцией государства остается и деятельность его в качестве субъекта имущественных отношений.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

Государство призвано осуществлять региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Эта функция имеет особое значение в условиях усиления центробежных сил.

Реализация национальных интересов в мировой экономике сегодня также является функцией государства, которая предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Эта функция в условиях глобализации преобразуется в функцию обеспечения экономической безопасности.

Сегодня проявляется тенденция к перенесению части государственных функций экономики на надгосударственный уровень. Так, возникают глобальные институты – МВФ, Всемирный банк, ВТО.

В условиях глобализации чрезвычайно важной становится функция координации интересов не только социальных групп населения внутри страны, но и на международном уровне. Дело в том, что финансовые интересы доминируют в мышлении людей из Международного валютного фонда, точно такую же роль играют торговые интересы во Всемирной торговой организации. МВФ лишь мельком касается проблем бедных – ведь находят же банки миллиарды для выкупа долгов банкам, но нет и малых сумм для предоставления субсидий тем, кто вышвырнут с работы в результате осуществления программ МВФ. Чрезвычайно важно, чтобы программы этих глобальных институтов соответствовали общим интересам: заботе о среде обитания, обеспечении бедным права голоса при принятии решений, которые их непосредственно затрагивают, содействию развития демократии, честной и справедливо торговли. Проблема состоит в том, что эти институты стали отражать умонастроения тех, кому они подотчетны. Типичный управляющий центральным банком начинает свой рабочий день с проблем инфляции, а не со статистики бедности; министр торговли озабочен показателями, экспорта, а не загрязнения окружающей среды.

В связи с этим появляется новая функция у государства – участия в организациях глобальных институтов, установлении для них определенных правил игры.

Развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политики в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.

Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда – усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечить прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы.

Тема 6. Национальная экономика, её результаты и их измерение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: