Четвертый закон: «Ничто не дается даром» или «За все надо платить»

Третий закон: «Природа знает лучше».

Второй закон: «Все должно куда-то деваться».

Первый закон: «Все связано со всем».

Ученый пишет, что экологическая сеть подобна усилителю. Небольшой сдвиг в одном месте может вызвать значительные и долговременные последствия совсем в другом.

В сущности, это переформулировка хорошо известного всем закона сохранения материи. Б. Коммонер пишет: «Одна из главных причин нынешнего кризиса окружающей среды состоит в том, что огромные количества разных веществ извлечены из земли, где они были в связанном виде, преобразованы в новые, часто весьма активные и далекие от природных соединений».

Устойчивые природные экологические системы (экосистемы) — сложнейшие образования, и организация их произошла в результате эволюционного развития, отбора из множества вариантов. Поэтому логично предположить, что природный — лучший вариант и каждый новый вариант будет хуже. Но это не значит, что природу нельзя изменять, улучшать, приспосабливать к интересам человека, просто делать это необходимо грамотно, опираясь на строгие научные знания о природе и предусмотрев все возможные отрицательные последствия.

Смысл этого закона в том, что мировая экосистема представляет собой единое целое и, изменяя ее в какой то незначительной мере в одном месте, мы должны предвидеть, научно предусмотреть, какие сдвиги могут произойти в других местах. То, что человек отнял у природы, испортил, он должен исправить и вернуть. Иначе начнутся такие сдвиги, которые трудно не только исправить, но даже предвидеть. Могут развиться такие изменения, которые будут угрожать существованию человеческой цивилизации.

В XX в. экология интенсивно развивалась специалистами в области биологии, геологии, физики, химии, географии, генетики, медицины и пр. Произошла глубокая экологизация мировой науки.

Именно это и стало основной причиной нарушения эволюционно сложившейся экологической гармонизации структур связей между человеком и прочими живыми организмами и объектами биосферы: атмосферой, гидросферой, литосферой.

Медицинская экология — отрасль экологии человека, изучающая влияние природных и техногенных аномальных процессов в окружающей среде на здоровье человека с целью устранения или снижения влияния экологического фактора риска на индивидуальное и общественное здоровье населения.

Как отражение экологизации медицинских наук следует рассматривать появление новых направлений, терминов и понятий: экологическая физиология, экологическая токсикология, экологическая эпидемиология, экологическая медицинская география.

Привычными стали такие словосочетания, как экология болезней, экологическая патология, экологически зависимые изменения в здоровье населения, медико-экологическая реабилитация, экопатология детей и взрослых.

Становление и развитие экологии человека, экологии растений, животных обусловлено ростом экологических проблем в развитом индустриальном обществе.

В июне 1972 г. ООН провела в Стокгольме первое международное совещание по окружающей среде, на котором обсуждались различные аспекты экологических проблем и впервые был четко поставлен вопрос об экологии человека, с этого момента началось бурное развитие «экологии» вообще и «экологии человека», в частности.

В качестве естественнонаучной основы экологии человека принято рассматривать учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

Под биосферой он понимал комплекс всех живых организмов на планете, под ноосферой — область взаимодействия между природой и обществом.

По Вернадскому, ноосфера — это часть биосферы — новая высшая ее форма, которая связана с возникновением и развитием в биосфере человека.

В самом широком понимании это взаимодействие может рассматриваться как использование человеком, обществом естественных ресурсов природы всех видов: ресурсов материального производства (энергетических, материально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и др.) и ресурсов жизнедеятельности самого человека (условий существования и восстановления здоровья и отдыха).

Взаимоотношения развивались и изменялись с развитием человеческого общества. На начальных этапах они носили характер полной зависимости человека от природы. Затем с развитием производства усиливается воздействие человека на природу, появляются первые противоречия. Научно-технический прогресс приводит к перерастанию отдельных противоречий в экологический кризис, носящий глобальный характер.

Б. Коммонер, характеризуя экологическую ситуацию во второй половине XX в. в США, приводит такие данные: за последнюю четверть века численность населения в США увеличилась на 40 %, потребление на душу населения — на 6 %, а количество загрязнений на душу населения — в 10 раз. Погоня за прибылью привела к резкому нарушению экосистем, к развитию экологического кризиса, который может превратиться в необратимый процесс.

Под экологическим кризисом понимают устойчивое нарушение равновесия между человеком, обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды и ухудшении здоровья населения.

Эти проявления достигли такой степени, что весьма проблематично восстановление равновесия без кардинального пересмотра обществом отношения к природе. Глобальные проявления разрушения экосистем биосферы многообразны.

По мнению академика П.А.Капицы, экологический кризис имеет следующие характерные аспекты:

• технико-экономический, характеризующийся истощением природных ресурсов;

• собственно экологический, характеризующийся нарушением биологического равновесия между человеком и природой, выражающийся в высоком уровне загрязнения окружающей среды и ухудшении состояния здоровья населения;

• социально-политический, характеризующийся глобальностью проблемы, необходимостью решения ее в масштабах всей планеты.

Основные причины экологического кризиса:

• хищнический способ производства, который характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов без одновременного решения вопросов их сохранения;

• недостаточность экологических научных знаний о природных ресурсах, законах природы и процессах взаимодействия между окружающей средой и человеком;

• недостаточность профессиональных экологических знаний;

• недостаточность средств на природоохранные мероприятия;

• кажущаяся безграничность природных ресурсов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: