Важным в работе социального педагога является наличие у него профессиональных возможностей по решению кардинальных проблем микросоциума, а это имеет, хотя и опосредованное, но довольно тесное отношение к правам и этическим нормам в работе социального педагога.
Обязанности специалиста определяютсяквалификационной характеристикой должности. Такая квалификационная характеристика готовится федеральным органом ведомственного управления на основе обобщения функций в реальном опыте многих специалистов, вносится в федеральное ведомство по вопросам труда и занятости населения на утверждение и доводится до сведения всех работников по ведомственной вертикали сверху вниз. Совершенно очевидно, что квалификационная характеристика носит общий характер и не является конкретной инструкцией. Для этого существуют «Должностные обязанности», вырабатываемые непосредственно в учреждении, где трудится специалист. Однако и они дают лишь представление об обязанностях, не детализируя всех нюансов и аспектов профессиональной деятельности. Но что еще важнее, нет ни одного документа, в котором четко зафиксированы профессиональные права специалиста. Поэтому социальный педагог действует в правовом поле современного законодательства, присваивая себе права де-факто, вытекающие из необходимости качественного выполнения своих профессиональных обязанностей и этического профессионального кодекса.
|
|
Для выполнения определенных квалификационной характеристикой обязанностей социальный педагог и социальный работник широко используют свои права:
— представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
— вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности;
— собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;
— делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
— информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
— вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за социальные инициативы и активность;
— вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;
— возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.