Социальное воспитание

Социальное воспитание — забота общества и государ­ства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. (Рабочая книга социального педагога. /Под ред. Н.Ф.Масловой. Орёл. 1994)

Современная социальная педагогика рассматривает со­циальное воспитание как процесс содействия продуктив­ному личностному росту человека при решении им жиз­ненно важных задач взаимодействия с окружающим ми­ром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального са­моопределения, выживания в обществе. Социальное вос­питание представляет собой систему целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного соци­ально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека. (Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С.27-28)

Процесс социального воспитания личности человека имеет свои основные этапы - семейный, образовательный, тру­довой, послетрудовой; цели и задачи — личностный рост индивида, группы, коллектива; средства реализации — со­держание, формы, методы (информационные, инструмен­тально-оперативные, коммуникативно-интерактивные); этапы осуществления — ориентация, проектирование, планиро­вание, реализация задач, оценка достижений; результа­ты — степень успешности личного роста: в деятельности, общении, познании, самореализации человека в обществе. При этом система социального воспитания - это относительно ус­тойчивая совокупность ценностей и норм; организован­ное сообщество людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах до­стижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения куль­турно развивающих задач социального становления лич­ности.

Социальное воспитание как система содействия разум­ной самоорганизации человеком собственной жизни включает информационно-энергетические (общественные и лично­стные) ресурсы и пространственно-временные компоненты своего функционирования.

Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса со­зидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие лично­сти в самоорганизации собственной жизни на всех воз­растных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в клю­чевых и критических ситуациях социализации и саморе­ализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).

Основные принципы организации процесса социального воспитания:

-индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

-групповая поддержка самого человека и его ближай­шей микросреды (семьи, школы, общины) в физичес­ком, психическом и социальном становлении индивиду­ально-творческих начал личности;

-общественная защита прав каждого ребенка и взрос­лого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального ста­туса;

-практическая забота о сохранении физического и пси­хического здоровья в данной микросреде;

-последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;

-организация разносторонней социально приемлемой груп­повой и досуговой деятельности (физической, познава­тельной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);

-обеспечение и поддержка успешного субъект-субъект­ного взаимодействия подрастающего человека в окружа­ющем социокультурном пространстве;

-обеспечение готовности ребёнка к ответствен­ной самоорганизации, нравственному самостроитель­ству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной дея­тельности и самодеятельного общения в контактной группе;

-помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного дос­тоинства и уважения к себе окружающих людей;

-реадаптация человека в изменившемся социуме посред­ством усиления степени его самостоятельности и само­контроля ситуации.

При анализе такой многомерной реальности, какой является труд социального педагога, целесообразно ис­ходить из трех базовых категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение — деятельность, обще­ние (социально-педагогическое взаимодействие) и лич­ность.

5.4.Технология защиты ребёнка от влияния деструктивной среды.

Информационный мир ребёнка насыщен информацией самой различной направленности и содержания. Есть то, что мы в понимании социально-педагогического воздействия называем «конструктивными посылами». К ним мы относим всю ту информацию, которая формирует правильные представления и знания об окружающем мире, о месте человека в этом мире, о закономерностях развития человека и окружающей среды и т.д. Таким образом конструктивная среда – это такая среда, которая способствует формированию социально направленной личности в её развитии.

Рассматривая проблему влияния окружающей среды на процессы формирования личности ребёнка, мы имеем в виду детерминацию его социального поведения в тех или иных социальных условиях. Современная детерминация многих проявлений социального поведения личности обуславливается не только влиянием окружающей среды, но и биологической наследственностью. И перед современными социальными педагогами стоит достаточно серьёзная проблема – определения соотношения социального и биологического в детерминации поведения личности: один и тот же социальный опыт усваивается по-разному и имеет разные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Академик Д.И.Беляев писал, что нет специальных генов, например, гуманизма или альтруизма, или генов антисоциального поведения, но есть генетически детерминированные свойства психики, сочитание которых, преломляясь через определённые социальные условия, способствуют формированию либо человека с высоким чувством совести, испытывающего отвращение не только к преступной деятельности, но и к карьеризму и стяжательству, либо же человека, который плохо понимает, что такое совесть со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что даёт нам основание для выделения биологической, психологической и социальной структуры личности. Социального педагога больше интересует социальная структура. В значительной степени с социальной структурой личности связана её психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, её волевые устремления, память, способности и т.д. С учётом обозначенных нами рамками рассуждений в социальной структуре личности можно выделить такие элементы как:

1. Деятельностные социальные качества, которые проявляются в образе жизни через труд, участие в общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой деятельности.

2.Осознанные или неосознанные объективные социальные потребности, которые определяют развитие человека как социально ориентированную личность.

3.Способности к творческой деятельности, знания, навыки, которые отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности.

4.Степень овладения культурными ценностями общества, широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру.

5.Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность, самыми глубокими и содержательными из которых являются убеждения, - именно они определяют главную линию поведения ребёнка или подростка, так как связаны с осознанием личностью своих собственных объективных потребностей, составляющих ядро личности.

Все эти структурные элементы присущи каждой личности, не зависимо от пола, расы, возраста, вероисповедания, социального статуса или социальной роли, даже возраста. Каждый ребёнок, юноша, молодой человек или девушка в той или иной степени участвуют в общественной жизни, обладают определёнными знаниями и руководствуются накопленным опытом, но при этом социальная структура личности постоянно меняется, поскольку постоянно меняется социальное окружение, в котором находится личность. Получив новую информацию, человек переживает её, превращая в знания, а знания в новые убеждения, которые и определяют характер поступков человека. Отсюда следует вывод, что работа социального педагога по защите детей и подростков от деструктивного влияния среды должна начинаться на уровне отбора информации, оказании помощи в осмыслении полученной ребёнком или подростком информации и трансформации её в определённый уровень знаний и убеждений.

Интересный опыт накопили наши коллеги в Кёльне (Германия) по материализации некоторой информации позитивного содержания о «романтичности камерного сообщества», которая циркулировала в среде подростков с девиантным поведением. С согласия правящего бургомистра города и родителей этих подростков, был проведён цикл экскурсий для желающих в колонии, где содержатся осужденные несовершеннолетние преступники. Всех экскурсантов подвергают тем же процедурам, что и заключённых под стражу, а затем организуют встречи с отбывающими наказание подростками, некоторых, по их собственному желанию закрывают в камеры – самый жёсткий пункт данного мероприятия… Специалисты утверждают, что подобные экскурсии действуют отрезвляюще на многие «горячие головы». Но главное снимается вот та «аура романтизма» с совершенно заурядного явления как нахождение в сообществе с «настоящими мужчинами». Любой закрытый коллектив, мужской ли, женский, - наделён большим количеством пороков, которые не могут быть скрыты даже «аурой романтизма».

Наш российский подросток находится в более сложной социальной среде, чем его немецкий сверстник. Нарастающая комерциализация образования, расслоение детей в зависимости от имущественных возможностей их родителей, несоблюдение принципа разных стартовых возможностей,усложнило процесс социализации подрастающего поколения и привело к утрате государственных гарантий на бесплатность и общедоступность образования для всех слоёв населения. Выставленные за пределы институтов социализации дети, довольно быстро заполняют антиправовое пространство. По разным причинам дети перестают посещать школу Наиболее характерные и общие причины для любого региона страны это:

- 25% детей в качестве причины называют конфликт с учителями;

- 28% говорят о том, что их выгнали из школы;

- 24% по причине плохой учёбы;

- 23% - начали работать…

Среди основных причин, львиная доля – это причины «педагогического брака» в работе педагогов, недостаточный уровень профессионализма, выражающийся в неумении или нежелании работать с трудными подростками. Уже на последнем Всесоюзном съезде учителей делегаты обличали «порочную» практику руководства школой и учителем, требовали свободы педагогического творчества, разрешения ставить двойки, отчислять двоечников, лодырей и хулиганов из школы. Требовали изгонять не только из 9-х или 8-х классов, но из 5-х и 6-х… За этими призывами виделась возможность для учителя работать только с теми детьми, которые хотят учиться, вписываются в привычные рамки поведения. Более того – это было отражением мечты большинства учителей о бесконфликтной системе взаимоотношений между учеником и учителем. Мечта, далёкая от реальности… Но отчислять детей из школы стали. Под самыми различными предлогами: по причине невысокого интеллектуального развития, или несоответствия профилю школы. Многих вообще не принимают даже в первый класс из-за раннего профилирования школы. Всё это усиливается влиянием экономического кризиса, при массовом обнищании, повальном пьянстве, усиливающемся распаде семьи. Но для социального педагога главным остаётся понимание тех основных закономерностей, которые способствовали бы защите прав ребёнка и подростка в осуществлении гражданского, конституционного права на образование.

Нельзя сказать, что «перестроечная эпоха» породила только хаос, который возник в процессе ликвидации прежних ценностей и государственной воли. Но этот сложный период знаменуется активным формированием нового педагогического самосознания. Появляется ряд гуманистических концепций воспитания, среди которых концеция авторского коллектива Л.И.Новиковой в книге «Воспитание учащейся молодёжи в современных условиях», разработанные А.В.Мудриком подходы к воспитанию в переходный период и основы социальной педагогики, концептуальное исследование Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности». Получили распространение научные труды и практическая деятельность известных педагогов О.С.Газмана, Б.З. Вульфова, Д.А. Белухина, И.А. Зимней и др., где теория воспитания «новейшего времени» получила отражение в инновационных направлениях педагогической и социально-педагогической мысли...

В целом решение проблемы ограждения ребёнка от влияния деструктивной среды возможно в системе гуманистических отношений, которые возможны только в том случае, если появится координационная служба в социуме, которая бы на уровне социально-педагогической, социально-медицинской, социально-психологической сфер организовывала целенаправленную работу по воспитанию детей и подростков в школе и за её пределами. Современное российское общество нуждается в таких системах с хорошо подготовленными кадрами, основными качествами которых были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбам всех тех, с кем работает данный специалист, забота о здоровье окружающей среды, формирование убеждённости, которая не должна расходиться с практикой жизни. Это осуществляется социальными педагогами в социуме через:

- координацию деятельности школьного и дополнительного образования;

- развитие туристско-краеведческого движения;

- совместную деятельность социального педагога с органами Внутренних дел и Военными комиссариатами по воспитанию патриотов нашей Родины;

- организацию учебно-исследовательской деятельности в рамках физико-технических школ, кружков, научных секций и объединений, функционирующих на общественной основе с привлечением родителей ребят.

Социальная педагогика хорошо осознаёт тот факт, что сегодня процесс защиты детей и подростков от влияния деструктивной среды в виде тоталитарных сект, порнографии, низкопробной художественной продукции в области литературы, искусства, видео и кино не может решаться только в рамках научных обсуждений, дискуссий и «круглых столов». Нужна мощная практическая поддержка тех начинаний, которые сегодня легли в основу возрождения социально-педагогических процессов. Залог успеха в решении этой проблемы - это подготовка высоко квалифицированных кадров с высочайшим уровнем профессиональной культуры.

Нельзя не учитывать всё более широкого распространения и влияния на молодёжь так называемой массовой культуры, которая не имеет каких- либо чётко выраженных национальных корней, что способствует ослаблению, а иногда и разрушению национальных культурных традиций. Поэтому главные усилия современных социальных педагогов должны будут направлены на формирование способностей современной молодёжи к созданию условий по взаимодействию общечеловеческой, национальной и массовой культуры.

Тема 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: