Последствия установления неравновесных цен

Автоматическое формирование равновесной цены (А. Смит назвал это принципом «невидимой руки») способствует перераспределению ресурсов и других экономических благ из отраслей с низкими ценами в отрасли с более высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют о редкости благ, о стремлении к более рациональному их использованию, о необходимости расширения их производства. В конечном счете в экономике происходит уравновешивание цен, благодаря чему достигается эффективное (оптимальное) распределение экономических благ, т.е. такое, при котором редкие блага не растрачиваются впустую.

Однако люди не всегда считают, что рыночные (равновесные) цены оптимальны. Поэтому иногда государство, преследуя те или иные социальные цели, идет на установление максимальных («цен поддержки») или минимальных цен, по которым производителям надлежит продавать свою продукцию.

Рассмотрим модель установления государством «потолка цен», т.е. такого уровня цен, выше которого производители не вправе продавать свои товары и услуги. Целью подобного контроля над ценами может быть защита малоимущих слоев населения от непомерно высоких цен на те или иные товары и улучшение условий их жизни за счет производителей. В данном случае вопрос о том, какая именно цена является «необоснованно высокой», решается в ходе политической борьбы, и закономерности спроса и предложения здесь не учитываются.

Предположим, на рынке автомобилей марки Z установилась рыночная цена 10 тыс. долл. Далее допустим, что введен «потолок цены» на уровне 5 тыс. долл. В результате мы получим первый эффект – выигрыш покупателей составил 5 тыс. долл. за каждый из автомобилей. Выгоды покупателей за счет продавцов – это основной ожидаемый эффект, на который рассчитывало государство (или местные органы власти), вводя контроль над ценой.

В краткосрочном периоде, когда количество автомобилей постоянно, непредвиденные последствия будут проявляться в виде дефицита. Дефицит возникает потому, что величина спроса при 5 тыс. долл. за автомобиль больше, чем при равновесной цене 10 тыс. долл. Он обусловлен несколькими причинами. Во-первых, люди, которые раньше вообще не имели автомобилей, теперь, возможно, решат их купить. Во-вторых, некоторые автолюбители, у которых были старые машины, предпочтут заменить их новыми. Наконец, в-третьих, некоторые семьи посчитают возможным иметь не один или два автомобиля, а больше – для каждого взрослого члена семьи.

Но появившейся дефицит создает проблемы как для покупателей, так и для продавцов. Они начинают активно реагировать на создавшуюся ситуацию.

В долгосрочном периоде установление «потолка цен» приведет к тому, что производители автомобилей сократят их выпуск. В этом случае дефицит еще больше возрастет, поскольку разница между объемом спроса и объемом предложения увеличится.

А как поведут себя потребители? Очевидно, в создавшихся условиях они смогут приобрести только то количество автомобилей, которое реально предложено на рынке. Однако при объеме предложения, который явно недостаточен, между потребителями возникает конкуренция, и они вынуждены платить гораздо более высокую фактическую цену (предположим 15 тыс. долл.) по сравнению с установленной ценой «потолка» (в 5 тыс. долл.). В эту цену будут входить затраты времени и средств на поиски товара, на его доставку, на стояние в очередях (возможно, несколько лет), на переплату тем, кто имеет доступ к дефициту и занимается перепродажей, и т.д. Таким образом, фактические затраты потребителей на приобретение автомобилей будут включать как денежные затраты, так и перечисленные дополнительные затраты. При этом следует подчеркнуть одно очень важное обстоятельство: дополнительные затраты на приобретение автомобилей – это мертвые затраты, поскольку они не идут на расширение производства дефицитных товаров.

Теперь посмотрим, что происходит на рынке в случае ценовой поддержки, т.е. установления более высоких цен по сравнению с равновесными. Такие цены еще называют «ценами пола», поскольку продажа по более низким ценам не разрешается.

Предположим, что первоначально рынок находился в равновесии, затем в целях поддержки фермеров правительством устанавливается минимальная цена зерна, которая превышает равновесную. В этом случае фермеры будут рады, так как у них появится стимул к расширению производства зерна. Однако на рынке нет спроса на такое количество зерна, и в результате у фермеров образуется излишек, который, очевидно, согласится выкупить государство. В результате появляется излишек, который равен разнице между объемом предложения зерна по «цене пола» и объемом спроса по этой цене.

Таким образом, в случае применения ценовой поддержки и установления цены на уровне более высоком, чем равновесная, государство посылает дезориентирующую информацию, как потребителям, так и производителям. Потребителям эта цена говорит, что количество зерна ограничено, его альтернативная стоимость высока, а значит, они должны снизить его потребление. Фермерам же она говорит об обратном: чтобы они продолжали и в дальнейшем использовать имеющиеся у них ресурсы (землю, капитал, труд) для производства данного количества зерна.

Следовательно, административное установление цен, контроль за ними нарушают функционирование рыночного механизма, и в результате общество несет потери.

Разумеется, совсем другая картина имела бы место при снижении цены до равновесной. Потребители приняли решение покупать больше зерна, так как оно стало бы для них стоить дешевле, а производители при снизившейся цене уменьшили бы площади посевов и нашли бы лучшее применение имеющимся ресурсам.

7. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя.

Рассмотрим теперь результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемый покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя, введенные в экономическую теорию выдающимся английским экономистом А. Маршаллом.

Предположим, что равновесная цена Pe равна 100 долл., равновесный объем – 5 единицам. Из кривой цены спроса видно, что при цене 180 долл. Объем спроса составит 1 единицу. Это означает, что один из покупателей имеет такой доход, который позволяет ему заплатить за какой то определенный товар 180 долл. С точки зрения микро экономики данная сумма есть его цена спроса. Она свидетельствует о том, что этот покупатель ради приобретения данного товара за 180 долл. согласен пожертвовать покупкой других товаров на такую же сумму. Однако на самом деле он отдает за данный товар только 100 долл., т.е. пожертвует другими товарами лишь на эту сумму. В результате чистая выгода, или излишек, получаемый потребителем от покупки данного товара за 100 долл., составит 80 долл. (180-100).

Далее мы видим, что при цене 160 долл. за данный товар объем спроса составит 2 единицы. Следовательно, какой-то другой потребитель готов уплатить за данный товар 160 долл. (это его цена спроса), но фактически он купит товар по его рыночной цене 100 долл. Следовательно, его излишек составит 60 долл. (160-100).

Для третьего потребителя излишек составит 40 долл., для четвертого – 20 долл. пятый же потребитель выходит на рынок с ценой спроса в 100 долл., которая совпадает с рыночной ценой, поэтому он не получает никакого излишка. Заметим, что при этом он ничего не теряет.

Таким образом, общий излишек, получаемый всеми пятью покупателями, составит 200 долл. (80+60+40+20+0).

Следовательно, излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара, и количеством денег, которое они действительно отдали при сложившейся цене равновесия.

Аналогичный смысл имеет понятие «излишек производителя». Предположим, что один производитель согласен продать кокай-то определенный товар пол 20 долл., два производителя согласны продать данный товар по 40 долл., три – по 60 долл., четыре – по 80 долл. фактически все пять товаров будут проданы по 100 долл. каждый. Общий излишек производителей составит 200 долл. (100-20)+(100-40)+(100-60)+(100-80)+(100-0) =80+60+40+20+0

Следовательно, излишек производителя, представляет собой разницу между рыночной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

Сумма излишков потребителей и производителей, характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. Цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовывать свои действия, приходить к взаимному компромиссу. на рынке совокупность индивидуальных решений продавцов и покупателей получает свое признание. При этом условия торговли корректируются до тех пор, пока эта совокупность не станет сбалансированной, т.е. пока спрос не будет уравновешен предложением. А главное – конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.

Результаты такого явления оцениваются в экономической теории с помощью так называемой эффективности по Парето (1848-1923). Считается, что точка равновесия на конкурентном рынке эффективна по Парето, поскольку при иных условиях становится невозможным повышением благосостояния одних участников обмена без ущерба для других.

Таким образом, распределение ресурсов через механизм цен называется эффективным по Парето, если не существует другого допустимого распределения, при котором все экономические агенты улучшили бы свое положение (или, иначе говоря, если не существует другого допустимого состояния, которое было бы для всех участников не хуже и хотя бы для одного лучше, чем данное).

Заметим, что с точки зрения достижения общественного оптимума это условие является хоть и необходимым, но недостотаточным, поскольку такое несправедливое распределение, при котором богатство сосредоточено в руках немногих, а уделом остальных является бедность, будет тем не менее оптимальным по Парето, если не существует способа улучшить положение бедных, не ухудшая хоть в какой-то мере положение богатых.

Связь между эффективностью по Парето и конкурентным равновесием формулируется в экономическом анализе с помощью двух фундаментальных теорем.

Первая теорема экономической теории благосостояния гласит: если существует свободный рынок, то экономика эффективно распределяет ресурсы. Или иначе: всякое конкурентное равновесие является эффективным по Парето.

Вторая теорема экономической теории благосостояния утверждает, что для всякого эффективного по Парето распределения ресурсов найдется такой вариант их перераспределения, что данное эффективное по Парето распределение окажется конкурентно равновесным для нового распределения ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: