Сущность рыночного равновесия

Рассмотренные в предыдущей теме кривые спроса и предложения, взятые сами

по себе, показывают, что происходит с объемами покупок и продаж при изменении цены. Мы также установили, что эти кривые характеризуют желания покупателей купить, а продавцов продать определенное количество товара по заданной цене. Иначе говоря, эти кривые показывают цены покупателей и цены продавцов, которые те назначают на рынке исходя из своих доходов (покупатели) и издержек (продавцы). Однако товары и услуги продаются не по ценам спроса и не по ценам предложения, а по ценам рыночного равновесия.

Понятие равновесия

Понятие равновесия рассматривается здесь применительно к рынку одного товара.

Какие же силы приходят в равновесие на рынке? Очевидно, что это, с одной стороны, желание продавцов продать данный товар, а с другой - желание покупателей приобрести его. Или, как говорят экономисты, - предложение и спрос.

Рассмотрим эти понятия подробнее. Ясно, что желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:

QD = f (P, Pa, Pb, …, I, T, W) (1)

где QD - объем спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.

Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

QD = f (P) (2)

Логично предположить (и это подтверждает наша повседневная практика), что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена графически в виде линии DD (рис. 1).


Рис. 1. Кривая спроса.

Цене P 1 соответствует объем спроса Q 1, цене Р 2 > P 1 соответствует объем спроса Q 2 < Q 1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса. Итак, объем спроса на товар зависит от его цены. Но очевидно, что от цены должен зависеть некоторым образом и объем предложения данного товара. Аналогично объему спроса, объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.

Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара P и цен других товаров (Ра, Рb …); от характера применяемой технологии от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет следующий вид:

QS = f (P, Pa, Pb, …, K, C, Z) (3)

где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (3) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

QS = f (P) (4)

Ранее мы предположили (пока без всяких доказательств), что с увеличением цены товара объем спроса на этот товар уменьшается. Точно так же практика подсказывает нам, что по более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара (по крайней мере в большинстве случаев), т.е. объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена.

На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P 2 > P 1 соответствует объем предложения Q 2 > Q 1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.


Рис. 2. Кривая предложения.

Теперь, имея некоторое представление о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 3). Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, линия SS - функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. В этой точке достигается равенство:

QE = QS = QD (5)


Рис. 3. Равновесие на рынке.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.

Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной, скажем Р ` > РЕ (рис. 4). При такой цене объем спроса составит QD`, тогда как объем предложения QS`. В этом случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения (Q`S - Q`D) будет оказывать понижающее давление на цену.


Рис. 4. Дефицит и избыток.

Теперь рассмотрим случай, когда реальная цена будет ниже равновесной, например Р`` < PЕ. Тогда объем спроса QD`` окажется выше объема предложения QS`` товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (QD`` - QS``) будет оказывать повышающее давление на цену.

Этот процесс будет, очевидно, продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объемы спроса и предложения равны.

Равновесие на рынке, рассмотренное нами, при определенных условиях оказывается устойчивым; любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние.

Таким образом, в точке пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия, объем спроса равен объему предложения, а цена спроса равна цене предложения. Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесной ценой, а равные объемы спроса и предложения – равновесным объемом. Точка равновесия соответствует такому соотношению, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Таким образом, сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.

Следует отметить, что равновесие не является математическим равенством или уравнением одной или нескольких величин. Рыночное равновесие рассматривается как гармония интересов продавцов и покупателей или как отсутствие диспропорции между спросом и предложением. Оно может существовать до тех пор, пока данное состояние рынка соответствует интересам продавцов и покупателей. При любом другом положении на рынке (изменении цены или объемов) он выходит из состояния равновесия и становится несбалансированным. В этом случае и продавцы, и покупатели будут стремиться сбалансировать свои интересы, и рынок начнет двигаться в сторону равновесия.

Если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.

Функция спроса и предложения по Л. Вальрасу имеет вид:

Qd = f(P);

Qs = f(P),

а условием равновесия является равенство:

Qd = Qs.

Равновесие по А. Маршаллу основано на разности цен спроса и предложения, связанной с отклонением фактического объема предложения от равновесного. Модель А. Маршалла описывает рыночные процессы в долгосрочном периоде.

У А. Маршалла функция спроса и предложения имеет вид:

Pd = f(Q);

Ps = f(Q),

а условием равновесия является равенство:

Pd = Ps.

Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде. Если рыночная цена отклоняется от равновесной, то образуется разница между спросом и предложением, приводящая к усилению конкуренции либо продавцов, либо покупателей, в результате которой рыночная цена устанавливается на равновесном уровне. Это явление получило название равновесия по Л. Вальрасу.

Моделью А. Маршала, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде (можно изменить объемы выпуска и продаж за счет увеличения или уменьшения количества используемых факторов производства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: