Функция полезности. Представители австрийской школы К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой

Представители австрийской школы К.Менгер, Е.Бём-Баверк, Ф.Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством.

Они обосновали вывод о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

Функция полезность – функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества: U = f (qi),

где U- полезность блага, qi - последовательные части блага.

Основные постулаты теории поведения потребителя:

1) денежные доходы потребителя ограничены;

2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих принципах:

1) множественность видов потребления.

2) ненасыщенность.

3) транзитивность.

4) субституция.

5) убывающая предельная полезность.

Потребительский выбор – это выбор, масимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Наряду общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияния:

1) эффект присоединения к большинству.

2) эффект сноба.

3) эффект Веблена.

4) Спекулятивный спрос

5) Нерациональный спрос

Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей покупателя, называется кривой безразличия.

 
 


Одежда ● А ● В ●С Прод. питания рис. Кривой безразличия. Одежда
 
 


● U3

U2

U1 Прод.

питания

рис. Картой безразличия.

Для описания предпочтения человека по всем наборам товаров используются совокупность кривых безразличия, которая называется - картой безразличия.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителя.

Кривая безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Бюджетная линия – это набор товаров, который потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах.

Y 8
 
 


2 4 6 8 10 X

График бюджетной линии.

Y 8 U3 2 U2 U1 2 4 6 8 10X Равновесие потребителя.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: