Виды монополизма по причинам, его порождающим. Естественная монополия. Измерение монопольной власти. Коэффициент А.Лернера

Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия.

Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (труда, земли, капитала), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного пользования (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д.

Структура рынков по видам конкуренциисовершенная и несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком.

Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком.

По структурному подходу к определению конкуренции эко­номисты выделяют рынки совершенной конкуренции, чистой мо­нополии, монополистической конкуренции и олигополии:

Три пос­ледние модели объединяются в рынок несовершенной конкуренции. Каждую из названных структур характеризует степень способнос­ти фирм влиять на рыночные цены.

Признаки рынка совершенной конкуренции:

1) большое число продавцов и покупателей товаров;

2) однородность продукции;

3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;

4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами;

5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Если хотя бы один из признаков нарушается, конкуренция становится несовершенной.

Монополия ( греч.: «monos polein»)- «единственный продавец».

Монополия (monopoly ) — это тип рыночной струк­туры, при котором весь объем отрасле­вого предложения концентрируется у одного продавца, реализующего продукт, не имеющий близких заменителей, а появление в отрасли других про­давцов заблокировано.

Источники монопольной власти:

- исключительные права;

- контроль над производственными ресурсами;

- эффект масш­таба;

- пред­почтения потребителей;

- нечестная конкуренция.

Используя критерии происхождения приведенных источников монополь­ной власти, выделяют несколько типов монополии:

1) Закрытая монополия (The closed monopoly) - имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции.

2) Открытая монополия (Open monopoly) - обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге).

3) Естественная монополия (natural monopoly) - характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.

Наряду с естественными монополиями могут существо­вать и монополии искусственные (картель, синдикат, трест, концерн, ТНК)

4) Монопсония (monophony) - представляет собою тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупателя.

5) Дуопсония (duopsony) - ситуация, когда на рынке есть только два покупателя и множество продавцов.

6) Двусторонняя монополия (bilateral monopoly) - имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

7) Дуополия (duopoly) - вариант олигополии, при котором на рынке действуют только два производителя.

8)Чистая монополия характеризуется наличием одного-единствен-ного продавца конкретного товара на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: