Q
Рис. Кривая долгосрочных средних издержек (LATC).
Кривая (LATC)показывает наименьшие издержки пр-ва единицы продукции, с которыми м.б. обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов пр-ва.
Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой зависит от эффекта масштаба.
Эффект масштаба, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции.
В зависимости от характера изменения указанного соотношения различают положительный, постоянный и отрицательный эффект масштаба:
460 Q=210 Q=120 Q=80 Q=20 Q=40 1 2 3 4 5 6 7 8 Растущий Постоянный Снижающий эффект эффект эффект масштаба масштаба масштаба |
Положительный (растущий) эффект масштаба — свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов.
Постоянный (неизменный) эффект масштаба — свойство пpoизводственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов производства.
Отрицательный (снижающийся) эффект масштаба — свойств производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты фактора производства.
//Сохранение неизменности соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема выпуска изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба, если сохраняют то это — постоянный.
Основная закономерность, действующая для фирмы в долгосрочном периоде - это рост отдачи от масштаба производства.
Источник роста отдачи от масштаба производства — специализированное использование ресурсов при расширении производства (подетальное разделение труда работников, применение различного рода машин и оборудования, расширение направлений использования финансовых средств фирмы и т. д.).
Поскольку рассмотренная закономерность выражается в снижении издержек производства на единицу выпускаемой продукции, то данное снижение издержек получило название экономии от масштаба производства. Экономическая теория выделяет два типа такой экономии: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя экономия связана с удешевлением производства продукции вследствие расширения деятельности фирмы.
Внешняя экономия от масштаба производства связана с размещением ресурсов в экономике в целом.
Ее источник — комплексное экономическое развитие регионов. Этот тип экономии также выражается в снижении средних издержек производства фирмы. Однако причина такого снижения — уменьшение расходов на наем и подготовку работников, транспорт, связь, получение информации и т. п. за счет региональной концентрации ресурсов.
Внешняя экономия от масштаба производства служит основой оптимизации размеров центров деловой активности.
//Закономерности роста отдачи и соответственно экономии от масштаба производства показывают, что крупное производство, несмотря на определенные преимущества, имеет и минусы. Поэтому фирма при планировании своей деятельности должна учитывать пределы расширения масштаба производства и гибко изменять эти масштабы при появлении признаков снижения эффективности.
Задача:
1) Функция спроса на тетради (в день) в киосках на первом этаже имеет вид: QD = 7 - 2P, а функция предложения QS = – 5 + 2P.
Определить равновесную цену на тетради.
2) Фирма производит 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках – 1750 руб. и средний издержках производства в 2150 руб. При рыночной цене одного телефона – 2500 руб.
Определить: прибыль/убыток фирмы.
1. Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия.
2. Виды монополизма по причинам, его порождающим. Естественная монополия. Измерение монопольной власти. Коэффициент А.Лернера.
3. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.
4. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
5. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
6. Определение цены и объема производства в условиях олигополии.
7. Экономические последствия монополизма. Двойственная роль монополий. Антимонопольное законодательство, его специфика в разных странах.