Тема 6. Производство и ценообразование в различных рыночных структурах

Q

Рис. Кривая долгосрочных средних издержек (LATC).


Кривая (LATC)показывает наименьшие издержки пр-ва единицы продукции, с которыми м.б. обеспечен любой объем выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов пр-ва.

Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой зависит от эффекта масштаба.

Эффект масштаба, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции.

В зависимости от характера изменения указанного соотношения различают положитель­ный, постоянный и отрицательный эффект масштаба:

 
 


460

Q=210

Q=120

Q=80

Q=20 Q=40

1 2 3 4 5 6 7 8

Растущий Постоянный Снижающий

эффект эффект эффект

масштаба масштаба масштаба

Положительный (растущий) эффект масштаба свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов.

Постоянный (неизменный) эффект масштаба — свойство пpoизводственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов производства.

Отрицательный (снижающийся) эффект масштаба — свойств производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты фактора производства.

//Сохранение неизменности соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема выпуска изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба, если сохраняют то это — постоянный.

Основная закономерность, действующая для фирмы в долгосрочном периоде - это рост отдачи от масштаба производства.

Источник роста отдачи от масштаба производства — специализированное использование ресурсов при расширении производства (подетальное разделение труда работников, применение различного рода машин и оборудования, расширение направлений исполь­зования финансовых средств фирмы и т. д.).

Поскольку рассмотренная закономерность выражается в снижении издержек производства на единицу выпускаемой продукции, то данное снижение издержек получило название экономии от масштаба производства. Экономическая теория вы­деляет два типа такой экономии: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя экономия связана с удешевлением производства продукции вследствие расширения деятельности фирмы.

Внешняя экономия от масштаба производства связана с разме­щением ресурсов в экономике в целом.

Ее источник — комплексное экономическое развитие регионов. Этот тип эконо­мии также выражается в снижении средних издержек производ­ства фирмы. Однако причина такого снижения — уменьшение расходов на наем и подготовку работников, транспорт, связь, получение информации и т. п. за счет региональной концентра­ции ресурсов.

Внешняя экономия от масштаба производства служит основой оптимизации размеров центров деловой актив­ности.

//Закономерности роста отдачи и соответственно экономии от масштаба производства показывают, что крупное производство, несмотря на определенные преимущества, имеет и минусы. По­этому фирма при планировании своей деятельности должна учитывать пределы расширения масштаба производства и гибко изменять эти масштабы при появлении признаков снижения эффективности.

Задача:

1) Функция спроса на тетради (в день) в киосках на первом этаже имеет вид: QD = 7 - 2P, а функция предложения QS = – 5 + 2P.

Определить равновесную цену на тетради.

2) Фирма производит 20 тыс. телефонов в год при средних переменных издержках – 1750 руб. и средний издержках производства в 2150 руб. При рыночной цене одного телефона – 2500 руб.

Определить: прибыль/убыток фирмы.

1. Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия.

2. Виды монополизма по причинам, его порождающим. Естественная монополия. Измерение монопольной власти. Коэффициент А.Лернера.

3. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.

4. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

5. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

6. Определение цены и объема производства в условиях олигополии.

7. Экономические последствия монополизма. Двойственная роль монополий. Антимонопольное законодательство, его специфика в разных странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: