Выполнение инструкции присваивания

Инструкция присваивания выполняется следующим образом:

1. Сначала вычисляется значение выражения, которое находится справа от символа инструкции присваивания.

2. Затем вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа инструкции присваивания.

Например, в результате выполнения инструкций:

· i:=0; — значение переменной i становится равным нулю;

· а:=b+с; — значением переменной а будет число, равное сумме значений переменных ь и с;

· j:=j+1; — значение переменной j увеличивается на единицу.

Инструкция присваивания считается верной, если тип выражения соответствует или может быть приведен к типу переменной, получающей значение. Например, переменной типа real можно присвоить значение выражения, тип которого real или integer, а переменной типа integer можно присвоить значение выражения только типа integer.

Так, например, если переменные i и п имеют тип integer, а переменная d — тип real, то инструкции

i:=n/10; i:=1.0;

неправильные, а инструкция

d:=i+1; правильная.

Во время компиляции выполняется проверка соответствия типа выражения типу переменной. Если тип выражения не соответствует типу переменной, то компилятор выводит сообщение об ошибке:

Incompatible types... and...

где вместо многоточий указывается тип выражения и переменной. Например, если переменная п целого типа, то инструкция n: = m/2 неверная, поэтому во время компиляции будет выведено сообщение:

Incompatible types 'Integer' and.'Extended'.

К целочисленным типам применимы следующие процедуры и функции:

Обращение Тип результата Действие
abs (x) x Возвращает модуль х
chr (Byte) Char Возвращает символ по его коду
dec(x[,i]) --- Уменьшает значение x на i, а при отсутствии i - на 1
inc(x[,i]) Увеличивает значение v на i, а при отсутствии i - на 1
Hi(word) Byte Возвращает старший байт аргумента
Hi(integer) Byte Возвращает третий по счету байт
Lo(integer) Byte Возвращает младший байт аргумента
Lo (word) Byte Возвращает младший байт аргумента
Odd(LongInt) Boolean Возвращает True, если аргумент - нечетное число
Random(word) ---- Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное в диапазоне 0...(word)
sqr (x) х Возвращает квадрат аргумента
swap (integer) Integer Меняет местами байты в слове
swap(word) Word Меняет местами байты в слове

Для работы с вещественными типами имеются стандартные функции:

Обращение Тип параметра Тип результата Примечание
abs(x) вещественный, целый Тип аргумента Модуль аргумента
ArcTan(x) вещественный вещественный Арктангенс (в радианах)
Cos(x) вещественный вещественный Косинус (в радианах)
Exp(x) вещественный вещественный Экспонента
Frac(x) вещественный вещественный Дробная часть числа
Int(x) вещественный вещественный Целая часть числа
Ln(x) вещественный вещественный Логарифм натуральный
Pi --- вещественный p =3.141592653...
Random вещественный Псевдослучайное число, равномерно распределенное в диапазоне 0...[1]
Random(x) целый целый Псевдослучайное целое число, равномерно распределенное в диапазоне 0...x
Randomize --- --- Инициация генератора псевдослучайных чисел
Sin (x) вещественный вещественный Синус (в радианах)
Sqr(x) вещественный вещественный Квадрат аргумента
Sqrt(x) вещественный вещественный Корень квадратный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: