Понятие культурного типа

Тема 6. Типология культуры

1.Понятие культурного типа

2. Социальные типы культуры

2.1. Массовая и элитарная культура как социальные типы культуры

2.2. Субкультура и контркультура

3. Этническая и национальная типологизация культуры.

4. Территориальные типологизации культур.

Мир культуры, в котором мы живем, выступает перед нами не как нечто однородное, однообразное, а, напротив, как богатейшее множество, разнообразие уникальных самобытных культур. Нас заставляют восхищаться и волноваться древнегреческий Парфенон и водопровод, «сработанный рабами Рима», леонардовская Джоконда и народная мудрость «Махабхараты». Возникают вопросы: есть ли связь, общность между этими культурами или они существуют как независимые, абсолютно неповторимые, уникальные единицы; как не затеряться в огромном многообразии различных культур; можно ли их как-то сгруппировать, классифицировать?

Решение проблемы единства многообразия культур связано с понятием типа культуры. (Тип – от греч. – отпечаток, модель).

Тип культуры представляет собой общность, сходство, объединяющее культурные единицы в одно множество культур и отличающее это множество от других. Очень важно понять, что типовая характеристика объединяет элементы в одну группу по общему для них признаку и в то же время именно она отличает это множество от других групп, общностей.

Метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы(множества, группы) культур называется типологизацией. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры, или типа.

Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему уже выделенных типов культур.

Как и любая классификация, типологизация культур, упорядочивание по группам, опирается на выбор оснований, критериев классификации. Может быть выделено либо одно, либо несколько оснований, признаков, по которым устанавливается общность культур. Другой важной характеристикой, определяющей типологизацию культуры, является познавательная цель (задача) классификации. Разные авторы, в зависимости от поставленных задач, выстраивают различные типологии культуры по определенным основаниям.

Приведем несколько примеров типологии культур по разным основаниям (критериям):

· религиозный критерий (культуры религиозные и светские);

· региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

· регионально-этническая особенность (русская, белорусская, французская, японская и пр.);

· хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

· сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

· связь с территорией (сельская и городская культура);

· специализация (обыденная и специализированная культура);

· этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

· хронологическо-временное основание – древняя или первобытная, античный тип культуры, средневековая культура, культура Возрождения, Нового времени и пр.

Необходимо отметить, что по одним признакам те или иные культурные единицы (самобытные культуры) могут оказаться включенными в один тип культуры, а по другим основаниям – в иной.

Сегодня бурно идет обсуждение проблемы деления культур на типы по степени реализации и присутствия в них национального самосознания. В этом плане деление культур на национальные и националистические, выявление их типологических характеристик и поиск путей преодоления конфликта между ними – острейшая не только теоретическая, но и практическая проблема.

Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония – синхрония.

Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Диахронический подход предполагает изучение отношений между последовательно разворачивающимися стадиями культурного развития, т.е. стадиями, следующими друг за другом во временной перспективе.

Примером диахронической модели типологии культуры может является марксистская концепция (формационная теория), в соответствии с которой различают существовавшие в истории типы культур: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и в перспективе – социалистический и коммунистический. В основе каждой из этих общественно-экономических формаций лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей силы в большинстве из них выступают классовая борьба и революции. Однако сегодня она не рассматривается как универсальная.

Свою типологию культуры в диахронии представили Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, К.Ясперс, П.А. Сорокин и др. (См. тему «Динамика культуры»).

Синхрония рассматривает культуру только в системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь. Синхронический подход направлен на изучение явлений и событий, сосуществующих параллельно, одновременно, в рамках одной и той же эпохи, друг рядом с другом, т.е. в большей мере в пространственной перспективе. Синхрония изучает культуру в определенный период времени, делая как бы одновременный срез, что используется прежде всего при сравнительном изучении культур в рамках вполне конкретного временного отрезка (например, региональные, национальные типы культуры).

Неоднозначность критериев, на базе которых осуществляется типологизация культур, свидетельствует о том, что построить и дать одну единственную типологию культуры нельзя. Этим и объясняется то, что в современной культурологии представлены различные варианты типологии культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: