Тема 14. Средневековая культура Западной Европы и Византии

1. Истоки и особенности западноевропейской Средневековой культуры

2. Художественная культура западноевропейского Средневековья

3. Особенности византийской культуры

Распад Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную и скорое падение Рима знаменовали собой конец античности и начало новой эпохи, заложили основания двух очагов Средневековой цивилизации – Западноевропейской и Византийской. Каждая из них, будучи наследницей античной культуры, по-своему интерпретировала античное наследие, синтезировав его с новым, христианское мировоззрением.

1. Истоки и особенности Средневековой культуры.

Крупный исторический период, именуемый «Средние века», не имеет четких общепринятых хронологических рамок. Началом Средневековья традиционно считают 476 год, когда завершила свою историю Западная Римская империя. Завершается развитие культуры Средних веков на рубеже XIII-XIV веков, когда в Италии начинается эпоха Возрождения. Такую хронологию предложили итальянские ренессансные гуманисты. Они же предложили термин «средние века» – это временной период между античностью и Возрождением. При этом Средневековье воспринималось им как время мракобесия и общего упадка, причину которого многие гуманисты связывали с преобладающим положением католической церкви в культуре.

Однако впоследствии такой подход был пересмотрен и, наряду с негативными, ученые стали обращать внимание на позитивные стороны Средневековой культуры. Средневековье продлилось почти тысячелетие и имело большое значение для последующего развития европейской культуры. В это время были заложены основы деления политической карты Европы, сформировались обычаи и традиции европейских народов, было сделано большое число изобретений и открытий, которые используются до сих пор.

Среди истоков Средневековой культуры можно выделить три силы, которые оказали непосредственное воздействие на формирование этой традиции.

Первой силой был дух варварства – дух свободы, духовной и физической силы и воинской доблести, позволивших варварским племенам сокрушить Рим и создать новые государства.

Второй силой стали обломки античной культуры, которые оказали влияние на формирование государственного устройства и правовой традиции новых варварских королевств, возникших на землях бывшей Римской империи. Кроме того, еще существовала Восточная Римская империя – Византия, которая в период становления Средневековой культуры вошла полосу подъема. Рим продолжал оставаться великим примером для правителей новых государств Западной Европы, в результате чего они стремились подражать римским императорам. Примером стала попытка Карла Великого (получившего императорский титул от Папы римского) возродить имперскую традицию в Королевстве франков (конец VIII – начало IX века), что привело к первому значительному культурному успеху после крушения Древнего Рима (так называемое «Каролингское Возрождение»).

Многие ученые-носители античной традиции, оказали сильное влияние на последующее развитие науки и образования в Средние века. Наиболее известными из таких деятелей были Боэций и Кассиодор.

Боэций (ок. 480-524) служил при дворе короля остготов Теодориха, где занимал достаточно высокий пост, однако потом он попал в немилость и был казнен. Это выдающийся ученый-энциклопедист написал несколько Учебников, по которым в дальнейшем учились в средневековых школах и университетах, занимался переводом на латинский язык трудов Аристотеля и других греческих философов. Особую известность получило его произведение «Утешение философией», написанное Боэцием в тюрьме. Кассиодор (ок. 490-583) также служил у Теодориха и главной своей задачей видел установление взаимопонимания между готами и римлянами. Наиболее известное его сочинение – «История готов». Огромной заслугой Кассиодора стало основание Виварийского монастыря, который стал крупным центром учености и хранилищем сочинений античных авторов. Следовательно, варвары, несмотря на общую грубость их нравов, хранили память о великом прошлом древнеримской традиции, на руинах которой строилась культура Средневековья.

Третьим фактором формирования культуры Средневековья было христианство, которое утвердило особый тип духовности и способствовало социокультурной интеграции народов Западной Европы.

Христианство сыграло двойственную роль в период становления Средневековой культуры. С одной стороны, христиане способствовали разрушению остатков античной культуры, как языческой, в основе своей противоречащей христианским догматам. Особенно ярко это проявилось в разрушении произведений искусства античной эпохи – особенно статуй, в которых христиане видели, прежде всего, языческих идолов. Многие носители античной традиции – философы и ученые, также подверглись гонениям, а многие даже были уничтожены физически. С другой стороны, мировоззрение средневековых европейцев сложилось именно на основе основных положений христианского вероучения. Для этого нового мировоззрения характерными особенностями становятся: приоритет веры над разумом, идея всеобщего разума и справедливости, культ аскетизма и нетерпимость к инакомыслию.

Особую роль играли монастыри, куда часто уходили наиболее образованные люди своей эпохи. В монастырях находились библиотеки, а также школы, где обучались не только монахи, но и миряне. При монастырских библиотеках, как правило, существовали скриптории, где переписывались книги многих античных авторов. Монастыри были также и средневековыми научными центрами. Правда, с развитием хозяйства, с усложнением политической жизни отмечается рост потребности в образованных людях. Старые школы при монастырях уже не удовлетворяли требованиям времени. Создаются новые Учебные заведения, которые обеспечивали получение систематического образования по ряду наиболее важных научных дисциплин.

Так в Европе в XII-XIII веках появляются университеты, самыми известными из которых были Болонский университет, Сорбонна в Париже, Оксфордский и Кембриджский в Англии, Пражский университет, Краковский университет и другие. Философия и наука там приводились в соответствие с библейскими истинами. Истоки светского университетского образования восходят именно к монастырским школам Раннего Средневековья.

Средневековая картина мира. В Средневековье сложилась теоцентрическая «модель мира», исходившая из представлений и Боге как центре мира, присутствующий повсеместно, во всех своих творениях.

Христианское сознание стало основой средневекового менталитета. Его особенности были детально проанализированы А.Я. Гуревичем в книге «Категории Средневековой культуры» [141].

Средневековый европеец был глубоко религиозным человеком. Он представлял собой особый тип личности, которая определяет для себя смысл бытия как спасение бессмертной души, а жизнь земную рассматривает как подготовительный этап к жизни небесной. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, буквально. Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии и т.п. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако и их образованность грамотность была в массе, как сказано, очень невысока.

Массовая средневековая культура – это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: