Особенности формирования белорусской культуры

Одной из важнейших задач культурологического исследования белорусские культурологи, подобно своим российским коллегам, считают анализ специфики национального менталитета. Как пишет Ю. Чернявская, «менталитет народа напоминает глиняную вавилонскую табличку, где под первым, поверхностным слоем находился второй, более тайный и давний, причем их содержания могут совпадать или не совпадать» [185]. Задача культуролога состоит в постепенном снятии и исследовании этих слоев.

Рядом с проблемой исследования специфики менталитета стоит проблема формирования национального самосознания. При этом, как отмечает В.В. Старостенко, она «относится к разряду наиболее сложных и актуальных философских и культурологических проблем» [184, c.7]

Среди особенностей белорусского менталитета ученые выделяют размытость, неочерченность этнического самосознания. Однако сама по себе эта особенность коренится в специфике исторического развития белорусской культуры,на которую оказывали влияние следующие факторы.

1. Геополитический фактор. Беларусь расположена между двумя сильными центрами цивилизационными центрами – Западом и Востоком Европы. Она развивалась в условиях межкультурной коммуникации. Находясь в центре магистралей, ведущих с севера на юг с запада на восток, и испытывая на себе разнообразные культурные влияния.

2. Существование на пограничъе двух культурных миров – православно-византийского и католическо-романского, принципиально разных, иногда враждующих культурно-религиозных ареалов Европы. Бытие на пограничье обусловило то, что Беларусь нередко первая среди восточнославянских стран воспринимала западноевропейские формы социальной жизни, культуры и искусства (магдебургское право, книгопечатание, садово-парковое искусство, мировые художественные стили – готику, ренессанс, маньеризм, барокко и др.) и была их главной передатчицей в другие регионы славянского мира.

3. Влияние соседних славянских наций, польской и русской, на нацио-образующий процесс белорусов (оно было таким глубоким, что собственный культурный иммунитет этноса оказывался под угрозой).

4. Частое пребывание ее культурных форм в процессе диффузии, возникающей в результате интерференции ( т.е. наложения, сложения различных культурных потоков), факторами которой стали естественный билингвизм (двуязычие), полилингвизм в языке культуры, сплав язычества с христианством в религии, толерантность и «тутэйшасць» в менталитете, феномен использования готики и барокко в архитектурной практике православной церкви и пр).

5. Дихотомичность (раздвоенность) как способ существования белорусской культуры. Носители развитого национального самосознания, представители творческой элиты, имели недостаточную степень культурно-этнического единства с традиционной, народной культурой. Именно поэтому культурно-языковую самобытность и способность к национальному возрождению сохранило преимущественно этническое, крестьянское ядро белорусов.

Особенности исторического развития белорусской культуры воплотились в специфике менталитета белорусов и сформировали такую его уникальную черту как «тутэйшасць». Ее часто рассматривают как признак неочерченности, амбивалентности белорусского национального самосознания Феномен «тутэйшасци» как изоляционистское понимание свойскости, родственности в пределах деревни, округи и стремление к локализации места жизни характерен для сформированных в Средневековой культуре замкнутых локальных общностей. Белорусская «тутэйшасць» является следствием геополитического фактора пограничья, обусловлена ходом исторического процесса на белорусских землях, с его практически беспрерывными военно-политическими конфликтами (порой она защищала население, позволяя ему не вставать ни на одну из воющих сторон). При этом «тутэйшасць» создает специфический тип мировоззрения – «склонность к обычным земным ценностям» или к «бытоприземленной естественной эволюции как органической перестройки изнутри» [Цит. по 26, с.306].

Важной чертой белорусского менталитета, о которой говорят и ученые, и публицисты, является толерантность. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости» (лат. – tolerantia – терпение; англ. – tolerance, toleration, нем. – Toleranz, фран. – tolerance). Но понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Это связано с особенностями белорусской культуры, с сосуществованием на наших землях разных этносов и религиозных конфессий.

К специфическим чертам народной культуры белорусов также относятся:

· ярко выраженный консерватизм мировоззрения (он базируется на народной традиции, укорененной в сферах семейной, хозяйственной жизни, семейно-бытовой культуре),

· эмоциональная сдержанность в эстетической деятельности (романтическо-возвышенное отношение к жизни не характерно для национального духа белорусов (Я. Купала или В. Короткевич – лишь исключения), в художественной культуре эмоциональная сдержанность соседствует с рассуждением о пережитом).

· склонность к апокалипсическим прогнозам в элитарной культуре (представители белорусской культурной элиты, например, И. Абдиролович А. Станкевич, поднимали проблему нарушения равновесия в обществе, которая может возникнуть, если бы хотя бы часть своих отечественных духовно-культурных ценностей, норм и институтов будет вытеснена на периферию сознания либо будет подменена на иные, распространяемые другими культурами).

Сегодня, как отмечают исследователи, необходимо формирование своей системы ценностей, которая будет иметь для общенациональной культуры белорусов более универсальный смысл, чем отдельные национальные интересы жителей республики или наций соседних государств. Только тогда можно пытаться создать более высокий тип культуры на материале предшествующей традиции, который значительно повысил бы статус и роль интеллектуально-духовной элиты, содействуя тем самым духовному возрождению белорусского общества.[26, с. 312].

2. Основные этапы исторического развития культуры Беларуси

2.1. Культура Беларуси в X – XIII вв.

Истоки формирования белорусской культуры следует искать в языческой эпохе. Ученые полагают, что древняя территория Беларуси была заселена балтами и финно-уграми. Когда шел процесс заселения ее славянскими племенами, то они не уничтожили созданного до них. Миролюбивое, уважительное отношение славян к духовному наследию коренного населения подтверждается сохранением и по сегодняшний день большого числа названий деревень и городов, рек и озер балтского и финно-угорского происхождения. Влияние этого фактора находим мы и во многих фамилиях сегодняшних белорусов.

Славянские племена (кривичи, радимичи, дреговичи и др.), заселявшие территорию Беларуси, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Современные историки утверждают, что уже эпоху язычества у славян имелась письменность, появление которой ранее связывалось только с принятием христианства.

С конца Х в. славяне принимают христианскую религию. Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. – Туровская епархии.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

Христианство дало мощный толчок к развитию архитектуры и живописи. К числу наиболее ранних христианских храмов (XI-XII вв.) относятся: Софийский собор, Спасо-Ефросиниевская церковь, Борисоглебский (Бельчицкий монастырь) в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Борисоглебская (в начале XV в. переименована в Каложскую) – в Гродно и др. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси. В 1161 г. прославленный полоцкий мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил для Ефросинии Полоцкой филигранной работы крест, которому тогда не имелось ничего равного на всех восточнославянских землях.

В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркими личностями являются Кирилл Туровский (возможно, 1130 – не позднее 1182 гг.), блестящим литератор, выдающийся религиозный деятель, прозванный за выдающееся ораторское искусство «Златоустом», и Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 – 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

2.2. Белорусская культура XIV – XVI вв.

С вхождением белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского создались благоприятные условия для развития культуры. Старобелорусский язык в ВКЛ стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского. Важным фактором развития культуры Беларуси этого периода является проникновение на белорусские земли идей эпохи Возрождения и Реформации. Этому содействовали близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от Средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первое место принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине. Он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Европа хорошо знала коллег и последователей Ф.Скорины – Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы «Песня про зубра» (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках.

Идеи эпохи европейского Возрождения положительно сказались на развитии архитектуры и искусства ВКЛ, что особенно хорошо было видно на примере столицы Вильни. В XV-XVI вв. был построен дворцово-замковый комплекс – Мирский замок. В то же время здесь была сооружена Мирская Троицкая церковь, Троицкий костел в Ишколди (Барановичский район), Святодуховская церковь в Нодени (Берестейщина), Борисоглебская церковь и цитадель-божница в Новогородке, оборонительная система замков в Несвиже, цитадель-божница в Осташине (Новогородчина), церкви оборонительного характера в Сынковичах (Зельвенский район), Маломажейскове (Лидский район) и др.

ВКЛ отличалось своей толерантностью, в частности, в вопросах вероисповедания. Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории ВКЛ, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная на Сморгонщине в деревне Давбучишки мечеть (упоминается в литовской метрике под 1558 г.) относится к одним из самых древних в Европе. Поскольку в возведении мечетей и синагог участвовали и местные мастера из числа коренного населения, в таких объектах присутствовало немало черт, свойственных типично белорусской архитектуре.

2.3. Культура Беларуси в XVII – XVIII вв.

Коренным образом начали меняться условия для развития белорусской культуры со второй половины XVI в. ВКЛ, ослабленное частыми войнами с Московским княжеством, пошло на государственное объединение с Польской Короной. Это произошло в 1569 г. через подписание Люблинской унии, которая положила начало существованию Речи Посполитой. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель.

В 1696 г. на Всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой было принято постановление о запрете использовать на территории Великого княжества литовского белорусский язык в делопроизводстве государственных, административных и судебных органов, заменив его польским. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

С XVII в. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность – полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура – культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», за который впоследствии был сожжен на костре.

Во второй половине XVIII в Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 – 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию. Писал на белорусском, латинском и старославянском языках.

В архитектурных сооружениях этой эпохи органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей – в Щорсах, Радивиллов – в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов – в Могилеве, фарные костёлы – в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла – в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: