Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности
Стороны, заинтересованные в информации о деятельности фирмы, делятся на две категории: внешние и внутренние пользователи.
К внутренним пользователям относятся управленческий персонал фирмы. Он принимает различные решения производственного и финансового характера.
Среди внешних пользователей выделяются, в свою очередь, две группы:
1. пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности фирмы:
– нынешние и потенциальные собственники фирмы;
– нынешние и потенциальные кредиторы;
– поставщики и покупатели;
– государство, прежде всего в лице налоговых органов;
– служащие фирмы.
2. пользователи, опосредованно заинтересованные в ней - это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей:
– аудиторские службы;
– консультанты по финансовым вопросам;
– биржи ценных бумаг;
– регистрирующие и другие государственные органы;
– законодательные органы;
– юристы;
– пресса и информационные агентства;
– торгово-производственные ассоциации;
– профсоюзы.
В соответствии с МСФО выделяют принципы формирования финансовой отчетности, которые определяют концептуальные основы формирования отчетности. Концептуальные основы не заменяют нормативные акты, а устанавливают лишь общие требования и подходы к формированию информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. В ряде случаев возможны даже противоречия между нормативными актами и концептуальными основами, в таком случае нормативные акты превалируют над принципами концепции. Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют, практически, во всех странах. Принципы составления финансовой отчетности в соотвтетствии с МСФО подразделяются на две группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности.
Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов:
1. Учет по методу начисления, согласно которому, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.
2. Непрерывность деятельности предполагает, что компания будет действовать в обозримом будущем и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться.
Качественные характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей:
1. Понятность. Основным качеством информации представленной в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем.
2. Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.
3. Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее как представляющую правдиво то, что она должна представлять.
4. Сопоставимость. Измерение и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой для всей компании и на протяжении ее существования, равно как для разных компаний.