Общие концептуальные принципы составления отчетности

Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности

Стороны, заинтересованные в информации о деятельности фирмы, делятся на две категории: внешние и внутренние пользователи.

К внутренним пользователям относятся управленческий персонал фирмы. Он принимает различные решения производственного и финансового характера.

Среди внешних пользователей выделяются, в свою очередь, две группы:

1. пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности фирмы:

– нынешние и потенциальные собственники фирмы;

– нынешние и потенциальные кредиторы;

– поставщики и покупатели;

– государство, прежде всего в лице налоговых органов;

– служащие фирмы.

2. пользователи, опосредованно заинтересованные в ней - это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей:

– аудиторские службы;

– консультанты по финансовым вопросам;

– биржи ценных бумаг;

– регистрирующие и другие государственные органы;

– законодательные органы;

– юристы;

– пресса и информационные агентства;

– торгово-производственные ассоциации;

– профсоюзы.

В соответствии с МСФО выделяют принципы формирования финансовой отчетности, которые определяют концептуальные основы формирования отчетности. Концептуальные основы не заменяют нормативные акты, а устанавливают лишь общие требования и подходы к формированию информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. В ряде случаев возможны даже противоречия между нормативными актами и концептуальными основами, в таком случае нормативные акты превалируют над принципами концепции. Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют, практически, во всех странах. Принципы составления финансовой отчетности в соотвтетствии с МСФО подразделяются на две группы: основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности.

Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов:

1. Учет по методу начисления, согласно которому, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

2. Непрерывность деятельности предполагает, что компания будет действовать в обозримом будущем и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и принимаемая основа должна раскрываться.

Качественные характеристики определяются четырьмя основными атрибутами отчетности, делающими ее полезной для пользователей:

1. Понятность. Основным качеством информации представленной в финансовой отчетности, является ее доступность для понимания пользователем.

2. Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять прошлые оценки.

3. Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут положиться на нее как представляющую правдиво то, что она должна представлять.

4. Сопоставимость. Измерение и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой для всей компании и на протяжении ее существования, равно как для разных компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: