double arrow

Идеалистическая трактовка бытия

Апории (парадоксы) Зенона

Глава II Древнегреческая философия и космоцентризм

Стремление понять сущность природы, космоса, и мира в целом – специфика греческой философии. Греческие философы ищут некое первоначало, из которого все произошло. Имена:

1) Фалес (из Милета). «Все полно воды – весь мир и великие боги»

2) Анаксимен – учитель, преподающий риторику и грамматику. Считал первоосновой воздух. Древние называли его Эфир (воздух).

3) Гераклит (родился примерно в 544 году, умер 483). Первоначалом всего сущего он считал огонь.

Эти философы – физики создали «учение о бытии».Онтология – учение о бытии. Идея ранних натурфилософов продолжаются в символических философских системах. Учение пифогорийцев, религиозной философской школы, возглавляемой Пифагором базировалась на утверждении, что начало всего сущего – это число. «Гармония сфер» - условие, при котором существует наш мир. IV – начало V века состоялись философские учения Парменида и Зенона. Мышление и бытие по Пармениду – одно и тоже.

«Бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью чувств.»

«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.»

«Бытие есть, а небытия – нет.»

Парменид

Высказывания Парменида утверждает рационалистический характер греческой философии, ее доверие к разуму.

Апории (от греч.- затруднение, безысходное положение). Это попытка Зенона доказать внутреннюю противоречивость бытия, им разработанной проблемы непрерывности и бесконечности. Парадоксы зенона:

1) Дихотомия (это деление пополам) - Это невозможность мыслить движение.

2) Ахилес и черепаха – это допущение актуальной бесконечности элементов непрерывной велечины.

3) Стрела- По зинону летящая стрела она покоится. Движение можно мыслить только как сумму состояний покоя и стало быть движения никакого нет.

Идеи бытия Парменида и Зенона утверждают что:

1) Бытие есть, а небытия нет

2) Бытие едино и неразделимо

3) Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо.

Идеи были востребованы философами:

1) Платон

2) Аристотель

3) Демокрит(родился в 470 г до н.э). Работая над тезисом единства бытия ввел понятие атома(от греч. - не рассекаемое, не разрезаемое) - неделимая, физическая частица. Условие существования атома – пустота, небытие. Левкипп – это учитель Демокрита. Атомистическая трактовка бытия:

a. Бытие, как неделимое тело

b. Атомы нельзя видеть, а можно только мыслить. Они различны по форме или величине.

c. По Демокриту имеется мир атомов и мир чувств.

Бытие – это бестелесная идея. Платон родился в 427 году до н.э. По Платону идея – это идеальное бестелесное образование. Это условие существование сверх реального мира. В диалогах Платона есть «миф о пещере». Миф о пещере Платона образно представлен в сюжете рождения Иисуса Христа. Идеалистическая трактовка бытия Платоном дала возможность философии от метафоры к понятию. Учеником Платона был Аристотель. Основные труды Аристотеля:

1) Физика – познание природы

2) Метафизика

Понятие сущности, субстанции у Аристотеля. Обладающий самостоятельностью – знание, наука. Аристотель – представитель империализма, Платон – идеализма.



Сейчас читают про: