Сертификация продукции и сертификация систем качества. Что общего и в чём разница? Схемы 6 и 7 предусматривают рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами и последующий инспекционный контроль за сертифицированной

Схемы 6 и 7 предусматривают рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами и последующий инспекционный контроль за сертифицированной услугой. Эта форма сертификации аналогична принятой в странах Европейского союза в качестве элемента подтверждения соответствия. Описание схем сертификации

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги, что включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуги (отремонтированных, вычищенных и других изделий), а также последующий инспекционный контроль. Рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает процесса оказания услуги, которая может осуществляться двумя способами: проверкой технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания или оценкой системы качества. Инспекционный контроль осуществляется путем контроля стабильности процесса оказания услуги.

При проверке технологического процесса контролируется: полнота технологической документации; соответствие оборудования требованиям выполняемого техпроцесса; соответствие квалификации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса; соблюдение технологической дисциплины; соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям выполняемого технологического процесса.

При оценке системы качества проверяется: политика в области качества; руководство по качеству; соответствие элементов системы качества установленным требованиям; эффективность системы качества с точки зрения достижения целей, установленных в областях качества. При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не проводится.

Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата услуги. Схема может применяться для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовления изделий по индивидуальным заказам). Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной проверки результата услуги.

Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности обслуживания; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионального мастерства обслуживающего персонала.

Рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских и др. Результатом оценки предприятия в целом может быть присвоение разряда (категории, класса, звезды). Инспекционный контроль может осуществляться с использованием социологических методов.

Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Сертификация системы качества осуществляется органом по сертификации услуг с привлечением экспертов по системам качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р. Может применяться при сертификации всех видов услуг.

На начальной стадии развития института сертификации во всем мире господствовала практика, при которой покупатель требовал от продавца (производителя) предъявления сертификата соответствия на каждый вид приобретаемой продукции. Российская система сертификации, находящаяся на стадии становления, также ориентируется подтверждение соответствия конкретного продукта требованиям нормативной документации. Однако по мере развития рыночных отношений, усиления конкурентной борьбы психология западного потребителя (эта же тенденция наблюдается сейчас и в России) меняется. Он рассуждает приблизительно так. Если производитель собирается сертифицировать свой товар, то обязательно серьёзно подготовится к этому акту: получше проконтролирует на входе, тщательно отладит и безукоснительно будет соблюдать технологический процесс изготовления, пожёстче проверит продукт на выходе. В результате к сертификации будет предъявлен не тот продукт, который выпускается каждый день, а тот, который производитель в принципе может выпускать. Иными словами сертификат па продукт воспринимается как показатель инженерно-технических возможностей производящей фирмы.

Чтобы быть уверенным в том, что покупаемый товар будет постоянно того качества, которое удовлетворяет потребителя, его (потребителя) интересует подтверждение стабильности самого процесса производства. Здесь встает вопрос о сертификате системы качества. Потребитель рассматривает этот сертификат как свидетельство того, что у изготовителя существует система, гарантирующая стабильный выпуск продукции, удовлетворяющей нормативной документации и его заявленным требованиям. При этом система направлена не только на обеспечение качества продукции, но и на повышение удовлетворенности потребителя. Эффективно функционирующая "система дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям"

В Западной Европе и США принято решение о том, что заключение сделок по международным поставкам продукции допускается только с поставщиками, имеющими сертифицированные системы качества. В России, как и за рубежом, некоторые схемы сертификации продукции предусматривают и сертификацию системы качества.

Сертификация систем качества проводится на соответствие требованиям международных стандартов семейства ИСО серии 9000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: