Управление общим средним образованием

Общее среднее образование — целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности, результатом которого является интеллектуальное социальное и физическое развитие личности, служащее основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Общее среднее образование является обязательной основной составляющей беспрерывного образования.

Задачами общего среднего образования является: воспитание гражданина Украины; формирование личности ученика (воспитанника), развитие его способностей и одаренности, научного мировоззрения; выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования, подготовка учеников (воспитанников) к дальнейшему образованию и трудовой деятельности; воспитание у учеников (воспитанников) уважения к Конституции Украины, государственным символам Украины, правам и свободам человека и гражданина, чувства собственного достоинства, ответственности перед законом за свои действия, сознательного отношения к обязанностям человека и гражданина; реализация права учеников (воспитанников) на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений; воспитание почтительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям Украинского народа и других народов и наций; воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высочайшей социальной ценности, формирование гигиеничных привычек и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учеников (воспитанников).

Систему общего среднего образования составляют: общеобразовательные учебные заведения всех типов и форм собственности, в том числе для граждан, нуждающихся в социальной помощи и социальной реабилитации, учебно-производственные комбинаты, внешкольные учреждения, научно-методические учреждения и органы управления системой общего среднего образования, а также профессионально-технические и высшие учебные заведения I—II уровней аккредитации, которые предоставляют полное общее среднее образование (ст. 4 Закона Украины «Об общем среднем образовании»).

Управление системой общего среднего образования осуществляется Министерством образования и науки Украины, другими центральными органами исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, Министерством образования Автономной Республики Крым, соответствующими органами управления образования областных, Киевской и Севастопольской городских, районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, а также органами местного самоуправления.

Основными задачами органов управления системой общего среднего образования являются:

— создание условий для получения гражданами полного общего среднего образования;

— прогнозирование развития общего среднего образования, сети общеобразовательных учебных заведений в соответствии с образовательными потребностями граждан;

— аттестация учебных заведений системы общего среднего образования, оглашение результатов аттестации с помощью средств массовой информации;

— лицензирование общеобразовательных учебных заведений, основанных на частной форме собственности;

— контроль за соблюдением Государственного стандарта общего среднего образования, учебно-методическое руководство и государственное инспектирование общеобразовательных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности;

— обеспечение социальной защиты, охраны жизни, здоровья и защиты прав педагогических работников, психологов, библиотекарей, других специалистов, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, учеников (воспитанников) общеобразовательных учебных заведений;

— содействие развитию самоуправления в общеобразовательных учебных заведениях;

— комплектование системы общего среднего образования педагогическими работниками, в том числе руководящими кадрами.

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области общего среднего образования является Министерство образования, науки молодежи и спорта Украины.

Для выполнения возложенных задач МОНМиС Украины: реализует государственную политику в области общего среднего образования; осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование отношений в системе общего среднего образования; разрабатывает и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины нормативы материально-технического и финансового обеспечения общеобразовательных учебных заведений в соответствии с Государственным стандартом общего среднего образования; определяет перспективы развития системы общего среднего образования; разрабатывает, внедряет и контролирует соблюдение Государственного стандарта общего среднего образования; контролирует деятельность органов управления образованием и учебных заведений системы общего среднего образования; организует нормативное, программное, научно-методическое и информационное обеспечения системы общего среднего образования; определяет порядок аттестации педагогических работников общеобразовательных учебных заведений; организует подготовку и повышение квалификации педагогических работников, в том числе руководящих кадров, в системе общего среднего образования; принимает решение относительно организации инновационной деятельности в системе общего среднего образования, координирует и контролирует его проведение; обеспечивает подготовку и издание учебников, пособий, методической литературы для общеобразовательных учебных заведений, одобряет их издание, организует заказ через соответствующие местные органы управления образованием; утверждает типовые перечни обязательного учебного и другого оснащения (в том числе коррек-ционного), учебно-методических и учебно-наглядных пособий, учебников, художественной и другой литературы; обеспечивает социальную защиту, охрану жизни, здоровья и защиты прав педагогических работников, специалистов, которые принимают участие в учебно-воспитательном процессе, учеников (воспитанников) общеобразовательных учебных заведений; поощряет педагогических работников; организует обеспечение педагогических работников учебниками, пособиями и методической литературой; осуществляет международное сотрудничество в установленном законодательством порядке.

Акты МОНМиС Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для других центральных органов исполнительной власти, которым подчинены общеобразовательные учебные заведения, Министерства образования Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, общеобразовательных учебных заведений независимо от типов и форм собственности.

Общеобразовательное учебное заведение — учебное заведение, обеспечивающее реализацию права граждан на общее среднее образование. Общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности, осуществляет свою деятельность при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Украины порядке.

Общеобразовательное учебное заведение, осуществляющее инновационную деятельность, может иметь статус экспериментального. Статус экспериментального не изменяет подчинения, тип и форму собственности общеобразовательного учебного заведения. Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном заведении утверждается МОНМиС Украины.

В соответствии с образовательным уровнем, который обеспечивается общеобразовательным учебным заведением (начальное общее образование, базовое общее среднее образование, полное общее среднее образование), существуют разные типы общеобразовательных учебных заведений I, II, III ступеней. Школы любой из трех ступеней могут функционировать вместе или самостоятельно.

Общеобразовательное учебное заведение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам общеобразовательные учебные заведения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности. Статус государственного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на государственной форме собственности. Статус коммунального имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на коммунальной форме собственности. Статус частного имеет общеобразовательное учебное заведение, основанное на частной форме собственности.

Государственные и коммунальные общеобразовательные учебные заведения создаются, соответственно, центральными, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления с учетом социально-экономических, национальных, культурно-образовательных и языковых потребностей при наличии необходимого количества учеников (воспитанников) согласно с установленными нормативами заполняемости классов, необходимой материально-технической и научно-методической базой, педагогическими кадрами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Решения о создании коммунальных общеобразовательных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей, которые требуют коррекции физического и (или) умственного развития, принимаются Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с МОНМиС Украины.

Решения о создании гимназий, лицеев, коллегиумов, специализированных школ (школ-интернатов), основанных на коммунальной форме собственности, принимаются по представлению соответствующих органов управления образованием Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

Решения о создании общеобразовательного учебного заведения, основанного на частной форме собственности, принимаются учредителем (собственником) в порядке, установленном законодательством Украины.

Решения о создании школ социальной реабилитации, их подчиненности и источниках финансирования принимаются Кабинетом Министров Украины по представлению МОН Украины.

Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений проводятся в порядке, установленном законодательством Украины.

Реорганизация и ликвидация общеобразовательных учебных заведений в сельской местности, основанных на коммунальной форме собственности, допускаются лишь по согласию территориальных общин.

Руководство общеобразовательным учебным заведением осуществляет директор. Коллегиальным органом управления общеобразовательным учебным заведением является педагогический совет, полномочия которого определяются Положением об общеобразовательных учебных заведениях.

Соответственно Положению об организации физического воспитания и массового спорта в дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях Украины, зарегистрированного в Минестерстве юстиции Украины 18 августа в 2005 г. N 909/11189 пункта 1.2:.Основу системы физического воспитания детей и юношества составляет комплекс показателей объема еженедельной двигательной активности, уровень специальных знаний об особенностях двигательной активности современного человека, ее физическое развитие, состояние функциональных систем организма, физической работоспособности и двигательных способностей.

Физическое воспитание детей и ученической молодежи реализуется через систему таких дидактических компонентов: обязательный (урок или занятие, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня), что формирует основы физической культуры личности в соответствии с Государственными стандартами образовательной области "Физическое воспитание", и внеурочный (занятие в секциях и кружках спортивного направления учебного заведения, внешкольных учебных заведениях, самостоятельные занятия, участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях), что дополняет обязательный компонент с учетом индивидуальных мотивов, интересов и потребностей, естественных способностей и состояния здоровья личности.

В соответствии с пунктом 3.5. того же Положения о Руководстве физическим воспитанием в учебных заведениях и пунктом 3.5.2. В общеобразовательном учебном заведении:

Непосредственное руководство физическим воспитанием в общеобразовательном учебном заведении осуществляет его руководитель. На него возлагается:

· ответственность за состояние физического воспитания, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебном заведении;

· создание условий для реализации творческого потенциала школьников, направленное на их духовное и физическое становление и самоусовершенствование средствами физического воспитания и спорта;

· ответственность и личный контроль за состоянием здоровья и физическим развитием учеников;

· создание необходимых условий для проведения уроков физического воспитания; занятий с учениками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, "часов" двигательной активности в группах продленного дня; "Дней здоровья и физической культуры"; внеурочных форм работы из физического воспитания (проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, функционирования спортивных клубов, секций, кружков);

· обеспечение условий для выполнения учениками научно обоснованного объема двигательной активности и ее контроль;

· обеспечение систематического контроля за осуществлением учебно-воспитательного процесса из физического воспитания и спорта;

· обеспечение участия учебного заведения во Всеукраинском смотре-конкурсе на лучшее состояние физического воспитания в учебных заведениях;

· управление работой клуба (ячейке) спортивного союза ученической молодежи учебного заведения;

· создание методического кабинета по физическому воспитанию;

· организация ежегодных углубленных медицинских осмтров учеников в установленный срок;

· ответственность за соблюдение правил техники безопасности во время работы с учениками и эффективное использование учебно-спортивной базы;

· обеспечение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с типовым перечнем;

· обеспечение кадрового потенциала для занятий учеников физической культурой и спортом;

· ежегодный отчет относительно состояния физического воспитания, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебном заведении перед родителями и общественностью;

· формирование материалов государственной статистической отчетности.

Заместитель директора из учебно-воспитательной работы:

· отвечает за выполнение учебных программ и качество организации и проведения уроков по физическому воспитанию, факультативных занятий физкультурно-спортивной направленности, занятий с учениками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

· контролирует проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

· координирует на основе межпредметных связей деятельность педагогического коллектива относительно формирования у учеников знаний, связанных с сохранением и укреплением здоровья, воспитания у учеников привычек здорового образа жизни;

· обеспечивает повышение квалификации учителей физического воспитания;

· направляет деятельность методического объединения учителей физического воспитания учебного заведения.

Заместитель директора по воспитательной работе:

· отвечает за организацию и проведение общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, внеурочную и внешкольную работу из физического воспитания;

· стимулирует стремление школьников к здоровому образу жизни, уменьшения среди них проявлений антисоциальных явлений;

· принимает участие в работе школьного клуба (ячейки) спортивного союза ученической молодежи;

· контролирует организацию и проведение "часов" двигательной активности в группах продленного дня;

· совместно с учителями физического воспитания разрабатывает план спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

· принимает участие в работе по подготовке и проведению мониторинга физического развития учеников;

· содействует развитию волонтерского движения среди родителей, выпускников, учителей учебного заведения в части организации внеурочной физкультурно-спортивной деятельности учеников;

· поддерживает связи с внешкольными учебными заведениями с целью привлечения учеников учебного заведения к систематическим занятиям физическим воспитанием и спортом;

· проводит пропагандистскую работу среди учеников, их родителей, учителей относительно здорового образа жизни.

Педагог-организатор:

· совместно с учителями физического воспитания организует и проводит внеурочные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия;

· оказывает помощь ученическим коллективам в организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в классах;

· координирует работу ученического самоуправления относительно вопросов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

· принимает участие в работе по подготовке и проведению мониторинга физического развития учеников;

· принимает участие в работе школьного клуба (ячейки) спортивного союза ученической молодежи;

· проводит пропагандистскую работу среди учеников, их родителей, учителей относительно здорового образа жизни.

Председатель методического объединения (предметно методической комиссии) учителей физического воспитания:

· подает заместителю директора по учебно-воспитательной работе предложения относительно расписания учебных занятий по предмету;

· является членом методического совета учебного заведения;

· вносит предложения в годовой план работы учебного заведения в части физического воспитания;

· разрабатывает план работы методического объединения (предметно методической комиссии) учителей физического воспитания на текущий учебный год;

· оказывает помощь учителям физического воспитания в разрабатывании плановых документов;

· координирует работу школьного клуба (ячейки) спортивного союза ученической молодежи;

· вносит предложения в администрацию учебного заведения относительно улучшения спортивной базы, обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;

· координирует работу секций, кружков спортивного, физкультурно-оздоровительного направления;

· принимает участие в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Учитель физического воспитания:

· несет ответственность за выполнение учебной программы по предмету в тех классах, где преподает;

· направляет свою деятельность на воспитание у учеников сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к наивысшей социальной ценности; формирование привычек здорового образа жизни; средств сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья школьников;

· создает условия для объективной самооценки и самоусовершенствования учеников;

· обеспечивает соблюдения санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности во время проведения урочных и внеурочных форм физического воспитания;

· систематически осуществляет мониторинг физического развития учеников в тех классах, где преподает, и подает материалы председателю методического объединения;

· использует в своей работе современные методики обучения и воспитания;

· организует и проводит внеклассную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу с учениками классов, в которых преподает, в соответствии с общешкольным планом;

· осуществляет подготовку и участие команд классов, в которых преподает, во внешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;

· принимает участие в работе школьного клуба (ячейки) Спортивного союза ученической молодежи;

· осуществляет учет учеников, которые не умеют плавать, и при содействии администрации организует их учебу;

· проводит занятие с учениками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (по приказу руководителя учебного заведения);

· оказывает методическую помощь учителям начальных классов, учителям-предметникам, воспитателям групп продленного дня относительно проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

· проводит работу по подготовке из числа учеников судей из видов
спорта;

· поддерживает связи с родителями и тренерами учеников.

Учитель, который прподает предмет "Защита Отчизны":

· несет ответственность за выполнение учебной программы из раздела "Физическая подготовка";

· принимает участие в организации и проведении спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий учебного заведения;

· организует и проводит работу секций и кружков по военно-прикладным видам спорта;

· готовит и представляет команду школы на соревнованиях разного уровня по военно-прикладным видам спорта;

· обеспечивает соблюдения санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности во время проведения урочных и внеурочных форм занятий по военно-патриотическому и физическому воспитанию.

Учителя начальных классов и классные руководители:

· заботятся о соблюдении учениками режима дня, правил личной и общественной гигиены, требований безопасного поведения;

· обеспечивают в учебных помещениях создание условий, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям;

· предоставляют ученикам знания относительно сохранения и укрепления здоровья, используя межпредметные связи;

· контролируют соблюдение учениками правильной осанки на протяжении учебного дня;

· проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

· организуют ученические коллективы для участия в фізкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятиях учебного заведения;

· способствуют привлечению школьников к занятиям в спортивных секциях и кружках физкультурно-спортивного направления;

· поддерживают связи с тренерами внешкольных учебных заведений;

· проводят пропагандистскую работу среди учеников, их родителей относительно здорового образа жизни;

· вовлекают родителей в участие в организацию и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с коллективом учеников класса.

Учителя (по другим предметам):

· обеспечивают в учебных помещениях создание условий, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям;

· предоставляют ученикам знания относительно сохранения и укрепления здоровья, используя межпредметные связи;

· контролируют соблюдение учениками правильной осанки на протяжении
учебного дня;

· проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.

Воспитатели групп продленного дня:

· обеспечивают в учебных помещениях создание условий, которые отвечают санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям техники безопасности;

· заботятся о соблюдении учениками режима дня, правил личной и общественной гигиены, требований безопасного поведения;

· способствуют формированию знаний и навыков учеников относительно здорового образа жизни;

· организуют и проводят ежедневные "часы" двигательной активности (длительностью 1 час., преимущественно на свежем воздухе) с использованием подвижных и народных игр, эстафет и тому подобное;

· контролируют посещение учениками секций, кружков спортивного направления.

Ученики общеобразовательных учебных заведений обязаны:

· придерживаться правил личной и общественной гигиены, придерживаться правил безопасного поведения в быту и во время занятий физическими упражнениями;

· повседневно использовать приобретенные знания и навыки относительно ведения здорового образа жизни;

· постоянно выполнять объем двигательной активности в соответствии со своими возрастными психофизическими потребностями (посещение уроков физического воспитания, занятия в кружках, секциях спортивного направления, самостоятельные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, активный отдых и т. п.);

· использовать свой творческий потенциал на духовное и физическое развитие и самоусовершенствование средствами физического воспитания и спорта;

· принимать участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях учебного заведения;

· заботиться об оптимальном уровне здоровья и личного физического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: