SQL – запросы

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Аполлодор. Полиоркетика. // ВДИ, 1940, № 3-4. – с. 394-413.

2. Барток Р. и др. Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М.: АО БММ, 1995. – 239 с.

3. Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. – М.: Изд. Всес. Академии архитектуры, 1938 – 124 с.

4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х тт., Т. 2. Греция – Рим – Византия. – М.-Л.: Академия, 1935. – 621 с.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – М.: Центрполиграф, 2003. – Том 2 – 2003. – 540 с., ил.

6. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

7. Бюттнер О., Хампе Э. Сооружение – несущая конструкция – несущая структура, Часть 1. Анализ живой природы и градообразующей среды: Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1983. – 340 с.

8. Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. – Л.: Изогиз, 1938. – 293 с., ил., библиогр.: С. 271-291.

9. Вощинина А.И. Очерк истории древнеримского искусства. – Л.: Эрмитаж, 1947. – 68 с.

10. Всемирная история, в 10 т., Т. 2. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1956. – 899 с.

11. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 220-240.

12. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим) – М.: Стройиздат, 1973. – С. 486-674.

13. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1986. – 496 с., ил.

14. Гримм Э.Д. Исследования по истории развития римской императорской власти, Т. 2. – СПб., 1903.

15. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храма мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с., ил.

16. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990 – 350 с.

17. Дадынский Ф.М. Император Адриан. Историко-юридическое исследование. – Варшава, 1896.

18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, Вып. I. От древнейших времен по XVI век: Очерки. – Изд. 4-е. – М.: искусство, 1985. – 319 с.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

20. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М.: 1915. – 812 с., ил.

21. Жидков, Владимир Сергеевич. Искусство и картина мира. / В.С. Жидков, Н.Б. Соколов. – СПб.: Алетейя, 2003. – 463 с.

22. Зитте К. Художественные основы градостроительства: Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1993 – 255 с.

23. Зубов В.П., Петровский Ф. А. Архитектура античного мира. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.

24. Иконников, Андрей Владимрович. Архитектура и история. – М.: Архитектура, 1993. – 250 с., ил.

25. Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Древний Рим. / Под ред. В. Бутромеева. – М.: Современник, 1997. – 544 с.

26. Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989 – 704 с.

27. Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. – М.-Л.: Искусство, 1939 – 156 с.

28. Ковалев С.И., Штаерман Е.М. Очерки истории Древнего Рима. – М.: Учпедгиз, 1956. – 335 с.

29. Коуэн Г. Дж. Мастера строительного искусства. – М.: Стройиздат, 1982. – 240 с.

30. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск.- М.: Высшая школа, 1990. – 351 с.

31. Лосев А.Ф. Эллинистическо-римская эстетика I-II вв. н. э. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 416 с., ил., библиогр.: С. 396-408.

32. Машкин Н.А. История Древнего Рима. – Л.: ОГИЗ, 1947. – 679 с.

33. Михайловский В. Космополит на троне Цезарей. // Русская мысль, 1885. – № 12.

34. Моммзен Т. История Рима: Пер. с нем. – М.: Изд. иностранной литературы, 1949. – 632 с., ил.

35. Морозов И.В. Основы культурологии: Архетипы культуры. – Минск: «Тетра Системс», 2001. – 608 с.

36. Надточиев, Анатолий Семенович. Философия и наука в эпоху античности. – М.: Изд. Московского университета, 1990. – 286 с., библиогр.: С. 273-281.

37. Николаев И.С. Профессия архитектора. – М.: Стройиздат, 1984 – 384 с.

38. Пантеон. Подбор таблиц и текст архитектора Н.Е. Роговина. – М.: Академия архитектуры СССР, 1940. – 1 табл. текста, 24 л. илл.

39. Парель Ю.Г. Развитие представлений о Вселенной. – Изд-е 2-е. – М.: Госиздат, 1962. – 391 с.

40. Пассек Е.В. Император Адриан. // Ученые записки Юрьевского университета, 1894. - № 1.

41. Поляков Е.Н., Каштыкина Е.В. Архитектурное наследие римского императора Адриана // Известия вузов. Строительство, 1995 - № 4 – С. 105-111

42. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в античном искусстве и архитектуре // Известия вузов. Строительство, 2001, № 9-10. – С. 119-126 (библиогр. 18).

43. Поляков Е.Н. О роли гигантских скульптур в античном искусстве и архитектуре // Известия вузов. Строительство, 2002, № 7. – С. 110-116 (библиогр. 6).

44. Пролеев, Сергей Викторович. История античной философии. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. – 510 с., ил.

45. Рим. Эхо имперской славы: Пер. с англ. Т. Азаркович. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.

46. Рончевский К.И. Художественные мотивы в древнем римском зодчестве. – Рига: Иони и Полиевский, 1905. – Ч. 1. Детали ордеров. Плоские покрытия. – 96 с., ил.

47. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с.

48. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей: Пер. с лат. – М.: Правда, 1991. – 512 с.

49. Cергеев В.С. Очерки по истории древнего Рима, Ч. 1. – М.: 1938. – 370 с.

50. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. – М.-Л.: Наука, 1964. – 336 с.

51. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М.: Искусство, 1971. – 231 с.

52. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – 941 с.

53. Суздальский Ю.П. и др. На семи холмах: Очерки культуры Древнего Рима. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1965. – 399 с.

54. Тюменев А.И. История античных рабовладельческих обществ. – М.-Л.: 1935 – 286 с.

55. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1984. – 311 с.

56. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. – М.: МГУ, 1979. – 462 с.

57. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 366 с.

58. Флетчер Б.Ф. История архитектуры. – М.: Наука, 1913. – 463 с.

59. Чанышев А.М. Философия древнего мира: Учебник для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 703 с., ил.

60. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 2: Пер. с франц. – М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. – 694 с.

61. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с.

62. Шуази, Огюст. Строительное искусство древних римлян: Пер. с франц. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1938. – 168 с.

63. Эберс Г. Император: Роман: Пер. с нем. – М.: КубК, 1993. – 512 с.

64. Юрсенар М. Воспоминания Адриана: Роман: Пер. с франц. М. Ваксмахера. – М.: Радуга, 1988. – 288 с.

65. Boak A.E.R. A history of Rome to 565 AD. – New York: 1943. – 552 p.

66. Frank T.A. History of Rome. – New York: 1923. – 621 p.

67. Henderson B. The life and principate of imheror Hadrian. – London: 1923/ – 315 p.

68. Trever A.A. History of ancient civilization. Vol. II. The roman world. – New York: 1939. – 807 p.

69. Weber W. Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Hadrianus. – Leipsig: 1907. - 288 p.

70. Wissowa G. Religion und Kultur der Romer. – Munchen: 1912. – 612 s.

1. Н.И. Брунов написал о римском Пантеоне следующее:«Архитектоническая форма Пантеона – это грандиозный символ вселенной. Древние римляне сами говорили о том, что купол Пантеона символизирует небесный свод. Религиозное воздействие Пантеона усиливается благодаря определенному сходству его интерьера с пещерой. Основное отличие от более поздних аналогичных сооружений, например, зданий эпохи Возрождения или классицизма, состоит здесь в отсутствии окон. Свет, падающий сверху, лишает интерьер обыденности и наполняет его интимным звучанием…». Идея «небесного свода», открытого или имитированного с помощью гигантского купола, была популярна у многих народов. В чем она заключалась и как интерпретировалась в архитектуре древнего мира и средневековья?

Можно ли считать римлян изобретателями пантеона (храма, посвященного «всем богам»)? Если Вы не согласны с этим утверждением, то обоснуйте свою собственную точку зрения.

2. На рис. 8.47 изображены фрагменты застройки римского военного городка Тимгада (Тамугади), основанного в 100 году императором Траяном на территории современного Алжира.

Рис. 8.47. Руины города Тимгада (Тамугади), II в.

Для таких городов свойственна была регулярная планировка улиц, ограниченные размеры территории и связь с основными транзитными и стратегическими дорогами. Общие очертания города приближались к квадрату. Улицы пересекались под прямым углом, образуя правильную сетку кварталов. Главные магистрали вели к расположенному в центре города форуму; на всем их протяжении тянулись крытые портики, в тени которых пешеходы находили спасение от жарких лучей африканского солнца. На форуме, представлявшем собой окруженную колоннадой прямоугольную площадь, помещались административные и торговые постройки и здание базилики. К югу от форума находились театр и термы, к северу — библиотека. Вскоре город вышел из старых границ; за городской чертой были построены Капитолий, большие термы, дома богачей. Из построек лучше всего сохранилась арка Траяна.

В композиционном решении Тимгада воплотились основные принципы зодчества восточных провинций Римской империи. Какие именно?

3. В центре греческого города обычно находилась агора (рынок), на которой горожане встречались друг с другом. Она представляла собой площадь прямоугольной формы, окруженную длинной колоннадой-стоей. За рядами колонн обычно располагались крытые торговые лавки. Стоя служила для прогулок и отдыха потенциальных покупателей. На площади размещались также алтарь, статуи богов, местных атлетов и политических деятелей, продуктовые палатки и киклойя – платформа для аукционной продажи тканей, гончарных изделий и рабов. Неподалеку от агоры жили ремесленники. В их домах находились мастерские, где можно было заказать нужное изделие.

Подобные площади имелись и в римских городах. Как они назывались и чем отличались от греческих? Назовите наиболее известные площади в Риме, Помпеях. Дайте оценку их композиционному решению.

4. Водопроводы в Риме начали строить с конца IV века до н.э. Императорский Рим к III в. н.э. имел тринадцать водопроводов общей протяженностью 500 км, не считая мелких ответвлений. Причем четыре водопровода брали воду в 90 км от города. Римские водопроводы обладали огромной мощностью. Суточный дебит даваемой ими воды составлял 1 млн. м3, т.е. 1000 литров на жителя, что превышает максимальные потребности самых благоустроенных современных городов (50-200 литров в сутки). Вода в Риме шла не только в городские фонтаны для пользования всех граждан, но ее много уходило на полив городских садов, портиков, форумов и храмов, оплетенных ползучей растительностью, богатых городских и пригородных вилл. Мощными потребителями воды были термы. В поздне-императорское время в Риме их насчитывалось несколько десятков. Общая стоимость водопроводных сооружений Рима достигала одного миллиарда золотых рублей, не считая вложений на капитальные ремонты, которые иногда обходились не дешевле постройки одного водопровода.

Перечислите наиболее знаменитые римские акведуки.

5. «Когда он (император Константин) пришел на форум Траяна, - сооружение, единственное в целом мире, … он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские части, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз. Оставив всякую надежду соорудить что-либо подобное, он сказал, что хочет и может воспроизвести только помещенного в середине атрия Траянова коня, на котором красовалась фигура императора….

Стоявший подле него (персидский) царевич Ормизда… сказал на это со свойственным его народу остроумием: «Сначала прикажи, император, построить такую конюшню, если можно; конь, которого ты собираешься соорудить, должен так широко шагать, как и тот, который перед нами…» (Аммиан Марцеллин, XVI, 10, 14-17).

Кто является автором этой грандиозной «конюшни» и «Траянова коня»? Какими еще постройками прославился этот зодчий?

6. Знаменитый итальянский писатель, философ и гуманист Томмазо Кампанелла (1568-1639), создатель утопии «Город Солнца», несколько лет был заключен в так называемом замке Святого ангела (рис. 8.48).

Рис. 8. 48. Этот «замок» был создан на основе одного из римских мавзолеев. Какого?

7. …. – метательная машина для настильной прицельной стрельбы. Стрелы и камни весом 0,5 кг она бросает на расстояние 700-900 метров. Бревнами длиной 3-4 метра на расстояние в несколько сот шагов пробивала четыре ряда плотного частокола.

…. – метательная машина для навесного бросания больших тяжестей: камней весом в 30 кг – на расстояние до 1000 метров, 500 кг – до 60 метров

Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, к каким из них относятся приведенные выше определения (рис. 8.49).

Римские баллисты

Катапульта Онагр

Рис. 8.49. Варианты древнеримской военной техники

8. «Характерным для загородной (римской) виллы было взаимное проникновение архитектуры и природы. С одной стороны, правильная разбивка сада, очертания клумб и узоры насаждений, направление аллей и дорожек и расположение малых архитектурных форм – все подчинялось общему замыслу виллы вплоть до форм подстриженных кустарников, которым придавали вид геометрических тел и фигур животных. С другой стороны, вилла была раскрыта и ориентирована на природу своими террасами, перистилями, бельведерами, пейзаж возникал в просветах окон и портиков. Природа проникала в дом и в виде живой зелени и воды в перистилях и нимфеях, и в виде иллюзорных пейзажей на стенах, зрительно раздвигавших внутреннее пространство дома и наполнявших их ощущением свежести. В принципах устройства вилл ярко проявилась характерная для римлян черта – умение извлечь из окружающей среды всё полезное, что она может дать человеку. Не менее замечательно и их умение дополнить и разнообразить эту среду. Один и тот же расстилавшийся перед виллой пейзаж благодаря восприятию с разных точек зрения – из-под портиков дома, из его окон, с террас и бельведеров, – казался бесконечно многообразным…. Во всем этом обнаруживается присущая римлянам склонность к «сценическим» многоплановым построениям, к устройству наиболее выгодных точек зрения на пейзаж, стремление приспособить окружающую природу к собственному вкусу, которое проявилось в создании иллюзорного пейзажа и пространственно-перспективных эффектов внутри дома. Созерцательное восприятие природы, стремление получить максимум впечатлений от нее, не выходя из дома или за пределы виллы, коренились в особенностях римского жизненного уклада, в привязанности к домашнему очагу и пристрастии к душевному комфорту…» (ВИА, в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира. – М.: Стройиздат, 1973 – С. 474-475).

Дайте определения словам «Терраса», «Перистиль», «Бельведер», «Нимфей», «Иллюзорный пейзаж». Можете ли Вы назвать имена классиков русского зодчества, которые широко применяли в своих произведениях римские традиции ландшафтной архитектуры?

9. Римские архитекторы обычно совмещали проектный труд и руководство строительством. Они участвовали в конкурсах (торгах) на получение заказа. Представление проекта при этом было обязательным. Выполнялся он на пергаменте и в виде модели, что очень нравилось заказчикам. Обязательным было представление стоимости (сметы) будущего сооружения. Иногда в залог бралось имущество архитектора, который оплачивал из своих средств перерасход по смете выше 25 процентов.

Отличается ли эта деятельность от профессиональных обязанностей современного архитектора?

10. Малоимущая часть населения Рима жила в многоэтажных доходных домах, построенных плохо и ненадежно, да к тому же перенаселенных. Домовладельцы стремились сэкономить на всем: фундамент делали неглубокий, стены – тонкие, из самого дешевого материала. Комнаты были низкими, маленькими и темными. Так как стекло стоило дорого, окна закрывались деревянными ставнями. Лишь первый этаж имел канализацию и водоснабжение. Жильцы верхних этажей, а их порой было пять или шесть, ходили за водой к общественным колодцам. Теснота, перенаселенность, дороговизна жилища заставляли бедноту селиться на чердаках, в подвалах и даже в темных, убогих каморках под лестницами. Лестницы, выходившие прямо на улицу, были крутые и неудобные. Отопление дома производилось при помощи гипокаустерия – подвального помещения, откуда нагретый воздух по трубам поступал в жилые комнаты. Этим «комфортом» могли пользоваться только обитатели нижних этажей. Жильцы верхних этажей пользовались жаровнями с углями и маленькими примитивными печками. Очень часто эти дома разрушались. Об этом писали Цицерон и Сенека. Подлинным бичом этих домов были пожары – огонь с необычайной быстротой распространялся от одного деревянного балкона на другой, с одной улицы на противоположную.

Как назывались такие дома? Есть ли им аналоги в современной архитектуре?

11. Начиная со второго века нашей эры, римляне начали возводить на границах «римские валы» (limes) (рис. 8.50).

а

б

Рис. 8. 50. а – верхнегерманский пограничный вал (Limes) в эпоху Римской империи (II век);

б – варианты сторожевых башен

Рис. 8.51. «Римский вал»: 1 – милевый замок; 2 – сторожевая башня; 3 – стена (Н = 4,5 м; В = 3 м); 4 – оборонительные рвы; 5 – рокада (дорога вдоль внутренней линии стен)

Вдоль стены на одинаковом расстоянии друг от друга строились крупные укрепления – форты. В каждом из них размещалась когорта из 1000 воинов или 500 всадников со своими лошадьми. На расстоянии одной римской мили (1500 м) друг от друга строились «милевые замки» с небольшими помещениями для воинов. Между двумя «милевыми замками» возводили две промежуточные башни на расстоянии 500 метров друг от друга (рис. 8.51).

Эти башни использовались как дозорные вышки и для передачи огненных и звуковых сигналов вдоль стены. За стеной проходила дорога (рокада), связывающая все укрепления между собой. Ров перед стеной служил дополнительной защитой от нападений неприятеля.

Являются ли римляне изобретателями «римского вала»? Перечислите наиболее знаменитые пограничные укрепления древнего мира.

12. Римские строители прославились своим умением строить огромные арки, своды и купола. Примером тому может служить триумфальная арка Траяна в в Беневенте (117 г.).

Она близка по схеме к арке Тита. Прелесть последней заключается в ее строй­ности и строгой простоте (рис. 8.52–а). Арка Беневента, на­оборот, кажется раздавленной тяжелым атти­ком (рис. 8.52-б). Фигурные рельефы заполнили промежу­точные поля и аттик.

Перегруженность декором и тяжелые пропорции этой арки харак­терны и для многих более поздних арок.

а б

Рис. 8.52. а – триумфальная арка Тита в Риме (72 г.);

б – триумфальная арка Траяна в Беневенте (117 г.)

Сравните две фотографии и постарайтесь дать самостоятельное суждение об изменениях, произошедших в архитектуре мемориальных сооружений начала II века.

С помощью языка SQL (structured query language) можно создавать запросы к реляционным базам данных (таким как Access), актуализировать их и управлять ими. Когда пользователь проектирует QBE – запрос (query by example) в окне запросов, Access конструирует на заднем плане соответствующий SQL – запрос. Для отображения на экране и редактирования SQL – запроса следует выбрать из меню ВИД команду SQL при активном окне проектирования запроса. Если в SQL – запросе производятся изменения, QВЕ – запрос автоматически актуализируется в окне запроса.

SQL – запросы могут служить не только для извлечения из базы информации, которая будет анализироваться пользователем. С их помощью можно получать сведения для формы и отчета, заполнять поля списков в формах.

SQL – запрос составляется из SQL – инструкций. Они задают, что необходимо сделать с входным набором данных для генерации выходного набора. Извлеченную информацию можно обработать с помощью специальных анализирующих функций. Такая обработка позволяет, например, получать минимальные и максимальные значения, суммы, средние значения данных, полученных из базы с помощью SQL – запроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: