Общие требования к спору

Некорректные приемы спора

Корректные приемы спора

Раздел 11. Искусство спора

Стандартные некорректные аргументы

Некоторые некорректные приемы аргументации, применяемые довольно часто, необходимо выделить особо.

Аргумент к аудитории – попытка опереться на мнения, чувства и настроения аудитории вместо обоснования тезиса объективными доводами. Воспользовавшись этим аргументом, человек обращается не к своему партнеру в споре или иной аргументации, а к другим, часто случайным участникам спора.

Аргумент к личности – приписывание оппоненту недостатков, реальных или мнимых, представляющих его в смешном свете, бросающих тень на его умственные способности, подрывающих доверие к его рассуждениям.

Аргумент к массам – попытка взволновать и наэлектризовать широкий круг людей, используя их групповой эгоизм, национальные или расовые предрассудки, давая лживые обещания.

Аргумент к человеку – использование в поддержку своей позиции оснований, выдвигаемых противоположной стороной в споре или вытекающих из принимаемых ею положений.

Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал противнику в споре в надежде, что тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей.

Аргумент к силе («палочный аргумент») – угроза неприятными последствиями, и, в частности, угроза применения насилия как физического, так и морального.

Аргумент к незнанию или невежеству – ссылка на неосведомленность, или на невежество оппонента в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить.

Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой.

Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении. Спор предполагает противоположные мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны. Если противоположности или столкновения мнений нет, то нет и самого спора, а есть какая-то иная форма аргументации.

Когда в ходе аргументации активная сторона, пропонент (от лат. Proponentis – предлагающий), выдвигает какой-то тезис, отношение другой стороны, оппонента (от лат. оpponentis – возражающий), к данному тезису может быть трояким:

- оппонент заранее склонен поддержать данный тезис и, возможно, принять его. Задача пропонента в этом случае не в том, чтобы переубедить оппонента, опровергнув его доводы, а в том, чтобы заставить последнего еще более настойчиво и активно поддерживать тезис;

- оппонент нейтрален в отношении предлагаемого тезиса и не имеет доводов ни за, ни против него. Задача пропонента состоит в том, чтобы склонить оппоента на свою сторону, рассеяв, в случае необходимости, те возражения, которые могут возникнуть у оппонента;

- оппонент отвергает выдвинутый тезис, т.е. поддерживает антитезис, отрицает выдвинутое положение. Это может делаться как с приведением определенных аргументов в поддержку своей позиции, так и без всяких доводов.

Эти контексты аргументации можно систематизировать в следующей таблице.

Спор как одна из возможных ситуаций аргументации имеет характерные признаки:

- на тезис пропонента оппонент отвечает противоположным утверждением («столкновение мнений»);

- и пропонент, и оппонент выдвигают какие-то доводы в поддержку своих позиций;

- каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны.

Если в какой-либо из этих признаков отсутствует, нет и спора как особого случая аргументации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: