Категории стратегического управления

Учитывая имею­щиеся затруднения с пониманием термина "стратегия", перед тем как рассматривать стратегическое управление человеческими ресурсами, уточним некоторые исходные понятийные представления о стратегическом управлении и управлении в целом.

О стратегическом управлении долгое время говорили только во­енные. Однако рубеж 80-90-х годов XX ст. ознаменовался смещени­ем интереса многих преуспевающих фирм к стратегическим аспек­там развития. В эпоху массового производства основное внимание в управлении уделялось разработке и совершенствованию механизма снижения издержек выпуска продукции. С переходом к эпохе массо­вого сбыта внимание в сфере управления перешло к маркетингу. С началом постиндустриальной эпохи назрела необходимость созда­ния высококачественных продуктов на базе новейших технологий.

Для настоящего времени характерны повышенные темпы обнов­ления производства, усиление неопределенности внешней среды, эволюция систем управления. Чем более сложным и непредсказуе­мым становилось состояние в сфере производства товаров и услуг, тем сложнее было управлять этими процессами. В развитии систем управления можно отметить следующие этапы:

• управление на основе контроля (бюджетный контроль) и предпо­ложения о неизменности основных условий конкуренции на рынке;

• управление путем экстраполяции (долгосрочное планирование), когда будущее состояние определялось предшествующими тен­денциями;

• управление на основе прогнозирования изменений и определе­ние позиций (стратегическое планирование по периодам, выбор стратегических позиций);

• управление на основе гибких экстренных решений, своевремен­ной реакции на изменения состояний системы (на основе ранжи­рования стратегических задач и управления по слабым сигналам).

Сегодня наиболее важными являются две концепции — стратеги­ческое планирование и стратегическое управление.

Стратегическое планирование не тождественно известному в свое время перспективному планированию. Перспективный план не учитывал механизма его реализации.

Стратегическое планирование — это особый механизм регулиро­вания плановых решений (оформленных в виде стратегий, концеп­ций, приоритетов).

Существенное отличие стратегического планирования от страте­гического управления состоит в принципиально разных альтерна­тивных моделях "корпоративного менеджмента": планирование и развитие организации, согласно мышлению, "от прошлого через нас­тоящее к будущему" или стратегическое управление — "от образа бу­дущего бизнес-успеха к настоящему".

Еще более четко разделил рассматриваемые концепции П. Друкер: "стратегическое планирование — это управление по планам, а стратегический менеджмент — управление по результатам".

Повышенное внимание современного бизнеса к стратегическому управлению определяется его природой, базирующейся на конку­ренции, борьбе, и возможностями этого вида управления решать современные задачи. В этом плане становится необходимым изучение факторов, обусловливающих конкуренцию в бизнесе, и соответ­ственно учет их действия при разработке и реализации стратегии компании.

Сущность стратегии и связь ее элементов с политикой можно представить в виде взаимосвязи категорий теории стратегического управления (рис. 1).

Законы управления. Под законом управления понимают объективно существующие, постоянные причинно-следственные связи между объектами управления и явлениями, характеризуемыми всеобщностью, необходимостью и повторяемостью.

Существенные отношения показывают, что закономерной является связь, отражающая главные внутренние грани объектов и явлений, которые задают характер поведения, их внутреннюю природу. Всеобщность означает, что заданная связь присуща всем явлениям и процессам того или иного уровня, типа, класса. Необходимое отношение исходит из природы конкретного класса явлений, происходящих в определенных условиях и не зависящих от обстоятельств.

Условия — это комплекс явлений, обстоятельств, сопутствующих причинам порождения определенных следствий и обеспечивающих развитие управляемых объектов. Сопутствующие причины отражают общий фон явлений и не влияют непосредственно на происходящее.

Закон начинает действовать при создании соответствующих условий.

Знание объективного закона позволяет:

• уточнять связи, соответствующие сущности закона;

• изучать условия действия закона;

• вскрывать принципы, определяющие требования закона;

• выбирать методы реализации закона.

Законы проявляются в деятельности людей, объективны и не зависят от сознания людей, их воли и желаний. Поэтому и говорят, что люди сами творят историю, являясь одновременно авторами и действующими лицами. Подробное описание законов и механизмов их действия приведено в работах А. Афонина [30] и В. Колпакова [142]. Здесь же рассмотрим те из них, которые в высшей степени проявляются в стратегическом управлении кадрами.

Закон целеполагания. Этот закон определяет, что цели действий управляемого объекта следует выбирать на основе объективных законов движения (изменения) и специфических законов функционирования этого объекта. В противном случае цели действий будут нереальными, а управление неэффективно и хаотично. Закон целеполагания учитывает действие закона развития управляемого объекта (развитие трудовых, человеческих ресурсов), который определяет развитие (изменение) последнего по определенным правилам. Управление этим объектом (выбор цели) должно учитывать его разнообразие. Это могут быть, например, уровень культуры управляемых людей, их специфические особенности (национальные и др.). Однако соответствие цели действий управляемого объекта законам его развития еще не означает, что цель выбрана правильно. Для любой системы управления цель является внешней категорией, которую руководители формируют интуитивно. Правильная постановка целей действий это искусство, а умение ставить их показатель профессионализма руководителей. Организации как таковые не имеют целей. Цели им задают люди.

Одновременно с законом целеполагания проявляются механизмы действия законов разнообразия и соответствия.

Закон необходимого разнообразия. Этот закон устанавливает, что разнообразие воздействия управляющего органа должно быть не меньше, чем разнообразие управляемого. В общественном организме существуют сферы, по разнообразию превосходящие искусственно созданные организационные структуры. В этих сферах, или компонентах, системы управления действуют механизмы самоорганизации, и управленческое вмешательство в эти сложные взаимосвязи природного и общественного организма может привести к непредвиденным последствиям. Исходя из определенной ситуации, управляющий орган должен иметь комплекс необходимых управленческих воздействий в целях предотвращения любого из возможных, но нежелательных изменений управляемого объекта. Например, начальник (менеджер) должен иметь необходимый комплекс воздействий на подчиненных, высокий уровень управленческой культуры, позволяющий ему управлять подчиненными, уровень общей культуры которых превышает его собственный. Если разнообразие команд и стимулов (управляющих воздействий) управляющего ниже уровня, который имеет управляемый объект, то его целесообразное изменение не обеспечивается, следовательно, управление неэффективно.

Закон целеполагания определяет, что существует минимальный объем информации, который необходим органу управления (руководителю) для принятия решения и выработки соответствующего разнообразия управляющих распоряжений (команд). Чем сложнее объект управления, тем более сложным должен быть орган управления, тем большей самостоятельностью, свободой он должен отличаться. При этом разнообразие управляющего объекта должно учитывать, что управляемые органические системы способны к самоорганизации и самоуправлению.

Закон соответствия. Исходя из закона соответствия, человек в своей жизнедеятельности проявляет только те качества, реализует только те возможности, развивает те способности, проявление которых требует от него окружающая среда. Степень проявления качеств, способностей и потенциальных возможностей выше в более требовательной среде обитания.

Принципы стратегического управления. Принцип — это требование объективного закона управления и правила его выполнения в управленческой деятельности.

Принципы содержат требования и правила. К принципам стратегического управления относятся:

• принцип единоначалия (власть законодательная, исполнительная и судебная сосредоточивалась в руках одного человека). Этот принцип оправдал себя в Вооруженных Силах;

• принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении [65]. Этот принцип позволяет успешно распределять полномочия на принятие решений на каждом уровне иерархии управления и стратегические решения (разработка целей, стратегии, политики) на высшем уровне управления организацией;

• принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности (используется при определении полноты власти и ответственности должностных лиц);

• принцип обоснованного и сознательного выбора целей и стратегий развития организации;

• принцип соответствия.

Качественные изменения в управляемом объекте должны сопровождаться необходимыми изменениями в системе управления — организационных структурах, распределении власти, делегировании полномочий, профессионально-квалификационном составе кадров и т. д.

Функции и внутренняя структура системы управления согласуются с изменяющейся структурой целей организации целей. При этом функции и структура должны соответствовать целям того или иного уровня, как и качественные характеристики информации в каналах управления.

Цель. Это очень сложная категория теории управления, имеющая множество определений. Цели организации в системе менеджмента — это “прогнозируемые, планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена ее деятельность”.

Сложность организации обусловливает ее многоцелевой характер, иерархию целей, их приоритетность. При этом гомеостатичность и целостность системы требуют установления определенного равновесия целей. Все цели (“дерево целей”) определяются миссией организации, которая выражает ее общественное предназначение, сложившейся системой разделения труда.

Миссия организации, в свою очередь, способствует ее сплочению, единению, формированию организационной культуры, определяет принципиальные положения для разработки стратегии.

Характеристики целей приводятся в многочисленных учебных изданиях, но следует подчеркнуть следующее:

• цель определяет организационную структуру организации, систему и механизм управления;

• цель является системообразующим, системоорганизующим фактором.

Большинство недостатков нынешнего состояния нашего общества во всех сферах его жизнедеятельности объясняются тем, что не определена цель общества, а цель государства как управляющего органа не соответствует интересам большинства населения.

Таким образом, приходим к следующим выводам относительно стратегии:

• она определяет перспективные направления и траекторию движения организации во времени и пространстве;

• она организует формы, технологии, методы, способы и приемы деятельности людей;

• это динамическая модель целесообразной, системной деятельности людей, учитывающая воздействие факторов внешней и внутренней сред;

• это обособившаяся функция управления.

Стратегия определяется целью организации и влияет на ее структуру, является звеном в цепочке “принципы управления — цели — стратегии — методы — приемы”. Следует выделять два состояния стратегии — в статике и динамике (когда организация проектируется, создается и движется к цели).

Стратегия является организующим началом всех приемов, методов и технологий, с помощью которого можно достичь целей при условии соответствия стратегии объективным законам. В технологическом аспекте организации деятельности стратегию можно использовать как метод стратегического управления; одновременно она определяет порядок применения сил и средств (затрат ресурсов), т. е. является способом реализации требований законов управления. Стратегия базируется на представлении о сущности деятельности, о состоянии системы в прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем.

Стратегия, методы, технологии. Как отмечалось выше, стратегия — это абстрактно заданная норма (цель, программа, проект, план и т. п.) и метод организации системной деятельности людей по достижению стратегических целей. Под методом понимают организацию приемов и способов достижения конкретной цели.

Стратегии разрабатывают в соответствии с требованиями объективных законов управления и правилами их реализации в практической деятельности (принципами). Они организуют, объединяют приемы и способы деятельности людей по достижению ими согласованных целей.

Организационная структура. Существуют различные трактовки термина “организация”:

• это деятельность по упорядочению элементов какого-либо объекта управления во времени и пространстве;

• это объект (коллектив людей) с упорядоченной внутренней структурой.

В организационных системах существуют многообразные связи (физические, экономические, психологические, правовые) и взаимоотношения персонала. Изучают организацию многие научные дисциплины: теория организации, теория управления, психология, антропология, экономические и юридические науки, информатика [180].

Необходимо различать теорию организации, которая изучает организацию в целом, ее основные части (стратегический и макро- уровень), и теорию организационного поведения, изучающую поведение индивидуумов и групп (микроуровень, тактический уровень). В соответствии с предметом стратегического управления кадрами выясним связь цели и стратегии управления персоналом со структурой организации. Согласно положениям теории организации организация будет эффективно функционировать при соответствии ее структуры, цели и стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: