Ценообразование в АПК: сущность, функции, система цен и тарифов, методология обоснования
Цена - это экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара.
Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы, услуги. Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Функции цен в условиях рынка:
- измерительная,
- плановая,
- регулирующая,
- распределительная,
- контрольная,
- стимулирующая,
- социальная.
Признаки классификации видов цен:
1) в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики:
- закупочные – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности;
- цены государственных закупок – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Включение того или иного вида продукции в государственные закупки связано с её повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, зерна, хлопка и др.);
|
|
- сметная стоимость (цены строительства);
- тарифы на услуги:
- внешнеторговые (мировые) цены;
2) в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции:
- рыночные (свободные) цены;
- регулируемые цены;
- фиксированные цены;
3) в зависимости от стадий ценообразования:
- оптовые (отпускные) цены изготовителя;
- оптовые (отпускные) цены оптовика;
- розничные цены;
4) по форме организации торговли:
- биржевые цены;
- аукционные цены;
- цены торгов.
Методы ценообразования:
● установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;
● обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли;
● установление цены, исходя из реальной потребительной стоимости товара;
● установление цены на основе уровня средних текущих цен;
· метод балловых оценок;
Закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, фабричную сахарную свеклу и льнопродукцию на общереспубликанском уровне утверждаются по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Доход организации (предприятия) – это финансовые поступления в организацию от всех видов ее деятельности.
Различают следующие виды доходов:
- доход от уставных видов деятельности;
- операционные доходы;
- внереализационные доходы.
|
|
Доход от уставных видов деятельности – это доход организации от видов деятельности, указанных в ее уставных документах.
Операционные доходы – это доходы от отдельных операций, не относящихся к уставным видам деятельности организации:
Внереализационные доходы – доходы, которые поступили в собственность организации от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг):
- безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности;
- возврат сумм полученных экономических санкций (пеней, штрафа, неустоек и др.);
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы.
Факторы, влияющие на величину дохода организации:
- увеличение объемов реализации в натуральном выражении;
- повышение цены продукции;
- снижение затрат на производство и реализацию (сокращение расходов материалов и сырья на 1 продукции, снижение цены на сырье и материалы, сокращение излишней численности, сокращение управленческих и коммерческих расходов);
- увеличение наиболее рентабельных видов продукции в общем объеме продаж;
- повышение эффективности использования основных и оборотных фондов;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции и др.