Доход, прибыль: сущность и виды, порядок формирования и распределения, пути повышения

Ценообразование в АПК: сущность, функции, система цен и тарифов, методология обоснования

Цена - это экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара.

Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы, услуги. Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Функции цен в условиях рынка:

- измерительная,

- плановая,

- регулирующая,

- распределительная,

- контрольная,

- стимулирующая,

- социальная.

Признаки классификации видов цен:

1) в зависимости от сферы обслуживания национальной экономики:

- закупочные – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности;

- цены государственных закупок – это цены, по которым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (не только сельскохозяйственной) для формирования централизованных государственных фондов. Включение того или иного вида продукции в государственные закупки связано с её повышенным народнохозяйственным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, зерна, хлопка и др.);

- сметная стоимость (цены строительства);

- тарифы на услуги:

- внешнеторговые (мировые) цены;

2) в зависимости от степени государственного регулирования и уровня конкуренции:

- рыночные (свободные) цены;

- регулируемые цены;

- фиксированные цены;

3) в зависимости от стадий ценообразования:

- оптовые (отпускные) цены изготовителя;

- оптовые (отпускные) цены оптовика;

- розничные цены;

4) по форме организации торговли:

- биржевые цены;

- аукционные цены;

- цены торгов.

Методы ценообразования:

● установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;

● обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли;

● установление цены, исходя из реальной потребительной стоимости товара;

● установление цены на основе уровня средних текущих цен;

· метод балловых оценок;

Закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, фабричную сахарную свеклу и льнопродукцию на общереспубликанском уровне утверждаются по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Доход организации (предприятия) – это финансовые поступления в организацию от всех видов ее деятельности.

Различают следующие виды доходов:

- доход от уставных видов деятельности;

- операционные доходы;

- внереализационные доходы.

Доход от уставных видов деятельности – это доход организации от видов деятельности, указанных в ее уставных документах.

Операционные доходы – это доходы от отдельных операций, не относящихся к уставным видам деятельности организации:

Внереализационные доходы – доходы, которые поступили в собственность организации от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг):

- безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности;

- возврат сумм полученных экономических санкций (пеней, штрафа, неустоек и др.);

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы.

Факторы, влияющие на величину дохода организации:

- увеличение объемов реализации в натуральном выражении;

- повышение цены продукции;

- снижение затрат на производство и реализацию (сокращение расходов материалов и сырья на 1 продукции, снижение цены на сырье и материалы, сокращение излишней численности, сокращение управленческих и коммерческих расходов);

- увеличение наиболее рентабельных видов продукции в общем объеме продаж;

- повышение эффективности использования основных и оборотных фондов;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: