Организация службы стандартизации в Украине

СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ УКРАИНЫ, СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

ЛЕКЦИИ 7, 8

1. Организация службы стандартизации в Украине

2. Международная стандартизация

3. Сертификация продукции

Основным направлением развития национальной системы стандартизации, метрологии и сертификации является интеграция Украины в европейские и мировые структуры (ЕС, СОТ, ISO, и др.), сотрудничество со странами СНГ, способствование внутренней государственной политике поддержки отечественных производителей, защита прав граждан на потребление продукции безопасной для жизнедеятельности, здоровья и окружающей среды.

Деятельность государственного комитета по стандартизации (который является единственным государственным органом, осуществляющим государственную политику в области стандартизации, метрологии и стандартизации) ориентирована на создание в стране структуры, соответствующей существующей мировой практике, путем создания сети технических комитетов (ТК) по стандартизации в различных областях науки, техники, экономики Украины, на начало 1998г. в Украине функционирует 122 ТК, которые приняли 1942 стандарта, около 60% которых гармонизированы с мировыми.

В Украине создан Главный информационный фонд стандартов, которые используются во всех областях производства и потребления продукции (предоставления услуг). В Фонде хранится более 100 тыс. нормативных документов, в том числе -международные стандарты. Работает международная библиографическая база данных PERTNFORM. На протяжение года в Главный информационный фонд поступает более 11 000 нормативных документов.

Госстандарт Украины представляет страну как полноправный орган в Международной организации по стандартизации ISO, Международной электротехнической комиссии (IES), в Европейском комитете по стандартизации (CEN).

Участие в разработке международных стандартов способствует решению двух главных вопросов:

- согласование национальной технической политики Украины с технической
политикой ее стратегических партнеров за рубежом;

- учет интересов Украины при разработке международных стандартов с целью
повышения технического уровня национальной экономики, повышения конкуренто-способности украинской продукции.

Деятельность Госстандарта в области метрологии направлена на создание достаточного метрологического обеспечения нужд промышленности и хозяйства. В настоящее время эталонная база Украины насчитывает более 30 Государственных эталонов единиц измерения физических величин (масса, длина, температура, сила света, время, частота, давление и т.д.) и 48 рабочих эталонов, позволяющих удовлетворить запросы национальной промышленности на поверку 99% существующей измерительной техники.

Начиная с 1992г. в Украине вышли Декрет Кабинета Министров «Про забезпечення едностi вимiрювань", Закон Украiни " Про стандартизацiю i сертифiкацiю".

Госстандарт координирует работу Государственной метрологической службы к которой относятся:

- государственная служба законодательной метрологии;

- государственная служба единого времени и эталонных частот;

- государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

- государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

В составе государственной службы находятся также: Управление метрологии и госстандарта (Киев); Государственное научно- производственное объединение «Метрология» (Харьков) и Государственный научно-исследовательский институт «Система» (Львов); метрологические службы и территориальные органы Госстандарта,

(территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации - 26 областных и 9 городских ЦСМС); Государственная служба стандартных образцов состава и свойств материалов (Главный центр Украины по стандартным образцам).

Структура Государственной системы обеспечения единства измерений приведена на рис. 2

Рис. 2. Структура Государственной системы обеспечения единства измерений.

Государственный комитет по стандартизации контролирует также деятельность Государственной системы сертификации.

Сертификация как нетарифный регулятор рынка является инструментом реализации торговой политики государства. Кроме регулирования поступления на внутренний рынок страны недоброкачественного товара, сертификация обеспечивает равноправие украинских предприятий в международной торговле.

Законодательной базой создания и функционирования национальной системы сертификации в Украине является Закон Украины «О защите прав потребителей»,, «О внешнеэкономической деятельности», «Об охране труда» и Декрет Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации».

Сертификация в Украине проводится с целью предотвращения реализации продукции небезопасной для жизни и деятельности людей и окружающей природной среды, содействие потребителю в компетентном выборе продукции, создание условий для эффективного сотрудничества отечественных и зарубежных производителей.

Органы сертификации осуществляют:

- сертификацию продукции, процессов, услуг;

- сертификацию систем качества;

- аттестацию производителей;

- признание законными иностранных сертификатов.

Исследование объектов сертификации выполняется специализированными лабораториями.

В системе сертификации предусмотрена обязательная и добровольная сертификация продукции и систем качества.

Обязательная сертификация проводится на соответствие обязательным требованиям законодательных актов и нормативных документов, международных и национальных сертификатов других государств, принятых в Украине.

Добровольная сертификация проводится на соответствие требованиям, которые не отнесены к обязательным. Если обязательные требования установлены для этого вида продукции, то сертификация по обязательным требования проводится обязательно

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Для развивающихся стран необходимо знать требования, которые предъявляются странами-импортерами к продукции и услугам. Поэтому очень важно иметь признанные на международном уровне оценки качества продукции - исследовательские и сертификационные организации, отвечающие репутацией и гарантирующие достоверность сертификации. Это, в свою очередь предполагает разработанную инфраструктуру стандартов, в которую входит набор информационных услуг о стандартизации и системах стандартов, принятых как на национальном, так и международном уровнях.

Стандарты разрабатывают общие критерии для определения природы и качества продукции, устанавливают уровень пригодных технических характеристик, которые являются основой для сертификации продукции.

Основной структурой, обеспечивающей стандартизацию и сертификацию на международном уровне представляет система ISO/IEC (международная электротехническая комиссия). В рамках этой системы ежегодно работает около 30 000 международных экспертов, принимающих участие в деятельности 2832 технических органов, которые создают за год около 700 стандартов, из которых более 70% соответствуют стандартам развитых стран и ведущих производителей продукции.

Основными структурами системы являются консультативные комитеты:

- комитет принципов стандартизации (STACO);

- комитет подтверждения соответствия (CASCO);

- комитет по информации (INFCO);

- комитет по проблемам развивающихся стран (DEVCO);

- комитет по стандартам и образцам (REMCO);

- комитет по политике в сфере потребления (COPOLCO);

- комитет по информационной сети (ISONET).

Общая организационная структура системы представлена на рис. 3

.

Рис.3. Организационная структура.

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ

Сущность и значение сертификации продукции. Сертифика­ция - это комплекс действий, в результате которых посредством специального документа - сертификата (или знака соответствия) подтверждается соответствие продукции требованиям междуна­родных, национальных стандартов стран - импортеров продук­ции, государственных стандартов (или иных документов, взаимно согласованных изготовителем и потребителем продукции). Выбор того или иного стандарта как критерия сертификации определя­ется ее целью. Если цель сертификации в подтверждении безопас­ности изделия, предназначенного для эксплуатации на внутрен­нем рынке, то сертифицируемое изделие должно удовлетворять требованиям соответствующего ГОСТа. Если товар экспортирует­ся, допустим, в Индию, то его потребитель оговаривает в контрак­те, каким требованиям должен отвечать товар - стандарту Индии, международному стандарту или ГОСТу.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предприятия-изготовителя, стремящегося повысить конкурен­тоспособность своей продукции, или по требованию продавца, а также потребителя. Обязательная сертификация является преро­гативой государства и проводится для обеспечения безопасности и экологичности продукции. Согласно Закону Российской Феде­рации "О защите прав потребителей" (ст. 5): "Товары, работы, услуги, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопас­ности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребите­лей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установ­ленном порядке". Реализация товаров (в том числе импортных) без сертификата запрещается.

Зарубежная практика свидетельствует, что объем доброволь­ной сертификации во много раз превышает объем обязательной. В нашей стране, к сожалению, это пока не так, но переход к рынку - инструменту, побуждающему изготовителя максимально удов­летворять потребности покупателя, заставит предприятия чаще прибегать к добровольной сертификации.

Таким образом, сертификация продукции, в частности обяза­тельная, является очень важной формой государственной оценки качества, осуществляемой во имя обеспечения социальной защи­щенности населения страны. Сертификация - это также средство повышения конкурентоспособности продукции. Без сертифика­та, этой "выездной визы", невозможно проникновение отечес­твенной продукции на мировой рынок. При отсутствии сертифи­ката потери при продаже продукции составляют до 25% объема продаж.

Существуют две формы сертификации - самосертификация (по терминологии, принятой ИСО, - "заявление о соответствии") и сертификация соответствия (сертификация третьей стороной).

Самосертификация заключается в том, что изготовитель сам, без участия сторонних организаций, гарантирует потребителю (заказчику) соответствие качества выпускаемой продукции ею требованиям и заявляет об этом специальным документом или знаком сертификации. Самосертификацию могут позволить себе изготовители, прочно утвердившиеся на рынке сбыта и уверенные в доверии потребителя. Это, например, всемирно известные фирмы "Сони", "Филипс", "Адидас" и др.

Сертификация соответствий осуществляется системой орга-нов, независимых от участвующих сторон. Участвующие в серти­фикации стороны представляют, как правило, интересы постав­щиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Для продукции, реализуемой на внутреннем рынке России, такой третьей стороной является Госстандарт - национальный орган по сертификации.

Система сертификации продукция - это система, располагаю­щая собственными правилами процедуры и управления для про­ведения сертификации соответствия. Системы сертификации могут действовать на международном, региональном и национальном уровнях.

Национальную систему сертификации, действующую в нашей стране, можно представить в виде совокупности различных под­систем исходя из:

вида однородной продукции - системы сертификации автот­ранспортных средств, электробытовых товаров, медицинской тех­ники и лекарств и т.д.;

вида требований (испытаний) - системы сертификации по параметрам безопасности и экологичности, по параметрам элек­тромагнитной совместимости электро- и радиотехнических и электронных изделий, по метрологическим характеристикам средств измерений, по всем параметрам контролируемой продук­ции.

Ниже рассмотрена Российская система сертификации (введе­на в действие 01.05.92), предназначенная для проведения обяза­тельной сертификации отечественных и импортируемых товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Основными целями Российской системы сертификации (да­лее - Система) являются: защита потребителей от приобретения (использования) продукции, которая опасна для их жизни, здо­ровья и имущества, а также для окружающей среды; содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом Система строится в соответствии с действующими меж­дународными нормами и правилами, взаимодействуете междуна­родными, региональными и национальными системами сертифи­кации других стран. Сертификация проводится с целью установ­ления соответствия продукции обязательным требованиям ГОСТ, других НД, в том числе международных и национальных стандар­тов других стран.

В организационную структуру Системы входят: Госстандарт России; органы по сертификации однородной продукции; испы­тательные лаборатории (центры).

Госстандарт России выполняет следующие функции: опреде­ляет конкретные виды продукции, подлежащие обязательной сертификации; организует разработку, утверждение документов по порядку сертификации; осуществляет аккредитацию (офици­альное признание полномочий) органов по сертификации и испытательных лабораторий; организует подготовку и аттестацию

экспертов-аудиторов; взаимодействует с органами других стран и международными органами по вопросам сертификации.

Организации и испытательные лаборатории, которые претен­дуют на аккредитацию в Системе, должны иметь статус юридичес­кого лица и быть независимыми настолько, чтобы их администра­тивная подчиненность, финансовое положение полностью ис­ключали возможность коммерческого, административного или какого-либо другого воздействия на их персонал, а также способ­ность влиять на результаты сертификации со стороны заявителя (предприятия или организации, обратившихся с заявкой на про­ведение сертификации конкретной продукции).

Органы по сертификации создаются на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей сторо­ной. В качестве органов по сертификации могут быть аккредито­ваны государственные организации, включая НИИ и территори­альные органы Госстандарта, акционерные общества, ассоциации и др

Порядок проведения сертификации продукции. Сертифика­цию продукции, в том числе импортируемой, в Системе проводят органы по сертификации продукции.

Для проведения сертификации продукции отечественный или иностранный заявитель направляет в орган по сертификации декларацию-заявку. В этом документе изготовитель (поставщик) заявляет, что выпускаемая им продукция (серийная продукция или партия) соответствует требованиям конкретных стандартов, и просит провести сертификацию данной продукции по конкрет­ной схеме в конкретной аккредитованной испытательной лабора­тории. По результатам рассмотрения декларации-заявки орган по сертификации принимает решение, в котором сообщается, какая лаборатория будет выполнять испытания и кем (если это необхо­димо) будет выполнена сертификация производства.

Испытания проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) на образцах, конструкция, состав и техно­логия изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю. При положительных ре­зультатах протокол испытаний направляется органу по сертифи­кации данной продукции и в копии - заявителю.

Сертификация производства выполняется до выдачи сертифи­ката, если предусмотрена схемой сертификации. Вместо сертифи­кации производства может быть выполнена сертификация систе­мы качества, которая должна включать оценку стабильности производства сертифицируемой продукции. Методика сертифи­кации производства должна предусматривать выявление техноло­гических и контрольных операций, влияющих на сертифицируе­мые характеристики и оценку их стабильности. При этом прове­ряют, в частности, состояние технологических операций, доста­точность и качество проведения операций контроля, стабиль­ность соответствия изготавливаемой продукции требованиям НД.

При положительных результатах проверки орган по сертифи­кации оформляет сертификат, регистрирует его в Государственном реестре Системы и выдает заявителю. Срок действия серти­фиката устанавливает орган по сертификации с учетом действия НД на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на три года.

Основные проблемы и направления развития сертификации Во многих развитых странах уже давно функционируют нацио­нальные системы сертификации. В странах СНГ национальные (государственные) системы начали создаваться только в 1992 г. Поэтому в развитии сертификации еще много трудностей и нерешенных проблем. Успешное преодоление трудностей и реше­ние проблем будут определяться, с одной стороны, созданием механизма, заинтересовывающего производителей в улучшении качества продукции (без которой сертификация теряет всякий смысл), с другой стороны - развитием законодательной базы сертификации - закона о сертификации, законов о безопасности питьевой воды, продуктов питания, детского питания, химичес­ких веществ и др.

Основные направления развития сертификации связаны с развитием инфраструктуры для проведения сертификации - сети испытательных лабораторий (центров); расширением практики сертификации систем обеспечения качества как основы наиболее жесткой модели сертификации - 5-й схемы; развитием самосто­ятельной системы добровольной сертификации; расширением областей сертификации; развитием международного сотрудни­чества в области сертификации с целью заключения международ­ных соглашений о признании результатов сертификации.

Наиболее сложной и актуальной задачей развития сертифика­ции является создание широкой сети сертификационных лабора­торий. Испытательная база стран СНГ не позволила охватить обязательной сертификацией все необходимые виды продукции в течение одного года (1992 г.) - года начала действия Закона о защите прав потребителей. Поэтому руководство ряда стран СНГ распорядилось о поэтапном проведении обязательной сертифика­ции. На первом этапе сертификации подвергается продукция,которая наиболее потенциально опасна для потребителя и для проверки которой сформирована сеть аккредитованных испыта­тельных лабораторий. Вся другая продукция, обязательная серти­фикация которой необходима, но на первом этапе невозможна, должна проходить обязательную оценку на безопасность, осущес­твляемую на базе ГИЦ и испытательных лабораторий производи­телей (разработчиков, потребителей) с обязательным участием представителей территориальных органов Госстандарта.

Ответственность за нарушение требований но безопасности и правил сертификации товаров. В соответствии с Правилами,

утвержденными Госстандартом, за нарушение требований по безопасности и правил сертификации органами Госстандарта выдаются предписания и применяются штрафы. Основанием являются следующие документы: акт проверки безопасности, соблюдения обязательных правил; акт проверки соблюдения пра­вил сертификации; решение суда о наличии и сумме причинен­ного ущерба. Предписания выдаются изготовителям (продавцам) руководителями органов Госстандарта или инспекторами по над­зору за стандартами. Штрафы применяются к изготовителям (продавцам), органам по сертификации, аккредитованным испы­тательным лабораториям.

Органы Госстандарта выдают следующие предписания: 1. О прекращении выпуска и реализации товаров; 2. О снятии с производства товаров; 3. Об изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров. Предписание о снятии с производства выдается, например, когда проверкой установлено что причины, наносящие вред, устранить невозможно.

Госстандарту предоставлено право налагать штрафы на изгото­вителей (продавцов) за следующие нарушения: за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний - в размере до 1 млн. руб.; за причинение ущерба потребителем товарами - в размере суммы ущерба. Факт причинения ущерба и сумма ущерба должны быть подтверждены вступившими в закон­ную силу решениями суда, арбитражного суда.

Причинение ущерба потребителям товарами может быть ре­зультатом: продажа товаров с просроченными сроками годности; реализации товаров без разработанных изготовителем или не доведенных продавцом до сведения потребителя специальных правил, соблюдение которых требуется для безопасного их ис­пользования; реализации товаров, подлежащих обязательной сер­тификации, без сертификата; реализации товаров при отсутствии стандартов, содержащих обязательные требования.

Штрафы также налагаются за нарушение правил сертифика­ции: на изготовителей - в размере стоимости реализованных товаров; на органы по сертификации и испытательные лаборато­рии - в размере двухкратной стоимости работ по сертификации; на руководителей предприятий (изготовителей, продавцов), орга­нов по сертификации - в размере до трех должностных окладов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: