Трактовки философии
-) слово «философия» впервые употребил Пифагор, понимая под ним, что человеку может быть доступна лишь «любовь к мудрости», но не сама мудрость, которая сосредоточена у Бога;
-) «стремление к постижению многих вещей» (Гераклит);
-) познание сущего, вечного, непреходящего (Платон);
-) способ получения достоверного знания, причин и принципов вещей, т.е. того, что мыслится непротиворечиво (Аристотель);
-) мудрость в смысле ремесла, т.е. умелое владение техникой доказательства и аргументации (Протагор, Горгий);
-) стремление к теоретической и практической обстоятельности (стоики);
-) путь для достижения счастья посредством разума (эпикурейцы);
-) мирская мудрость, органом которой является естественный свет разума (христианская средневековая философия);
-) целостная, единая наука, облечённая в понятийную форму (Ф. Бэкон, Р. Декарт);
-) наука о всех возможных вещах – как и почему они возможны (Х. Вольф);
-) наука об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума (И. Кант);
|
|
-) наука о разуме, постигающем себя в форме мысленного рассмотрения предметов (Г.В.Ф. Гегель);
-) повторение всей сущности мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчётливой форме (А. Шопенгауэр);
-) мировое сознание, в котором человек пытается уяснить себе мир и самого себя (Н. Гартман).
-) является результатом критического интеллектуально-творческого осмысления познавательных, ценностных, эстетических принципов понимания и отношения к реальности в спектре личностных установок определенных личностей;
-) отсутствует процесс накопления (кумуляции) знаний;
-) представляет собой мировоззренческую систему, опирающуюся на рефлексию.
Философия возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры в древней Греции, положив начало философии европейской цивилизации (параллельно возникли два других специфических типа философствования – в древнем Китае и Индии). В качестве предпосылки построения любого философского учения выступает некая идея относительно устройства реальности.
Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея носит незавершенный характер, имея при этом в себе некоторое суждение, претендующее на компетентность и истинность, что приводит к оперированию философией проблемами, а не решениями. Любой философ исходит из того, что данная идея позволит мысленно объяснить сущность самых различных предметов и явлений мира.