Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера

Способы понимания герменевтики

-) толкование аллегорий, многозначительных символов, интерпретацию поэтических произведений (древнегреческая философия);

-) толкование «священных книг» – Библии и Корана, доступное богословам (средневековая философия);

-) «исторический анализ» письменных религиозных текстов с целью их очищения от искажений (философия эпохи Возрождения);

-) «демократизация» процессов толкования «священных книг», когда каждый верующий и неверующий имел возможность самостоятельно интерпретировать «священные тексты» (философия Нового времени).

Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуальности.

Факт наличия

-) подобия («породнённости») и

-) различия («чужеродности») между автором текста и читателем.

Взаимосвязь языка и человека:

-) язык зависит от человека, создаётся человеком, им модифицируется и развивается, то есть, индивидуальное (человек) определяет общее (язык), что порождает

--) психологический метод понимания на основе анализа «души автора», его уникального и своеобразного способа мышления и миропонимания;

-) человек зависит от языка, находится во «власти языка», так как общее (язык) обусловливает индивидуальное (человек), соответственно, любая индивидуальная мысль определяется той языковой общностью, к которой принадлежит человек, что является основой для

--) грамматического метода – раскрывает понимание, исходя из «духа языка», как связанное и обусловленное этим духом.

Произведение есть результат «борьбы» между общностью языковых норм и творческой индивидуальностью автора.

«Наличие» и «понимание» Мартина Хайдеггера

«Экзистенциалы» человеческого бытия – не понятия «субъект», «объект», «дух», «материя», «познание», а

-) «наличие» – человеческое бытие определяется не мышлением, а фактом своего присутствия в мире, наличием человека, то есть, человек сначала есть (положен), а затем мыслит, значит, человек извечно, изначально втянут в бытие;

-) «понимание» – втянутый в бытие (положенный) человек находит себя, «перенаходит» себя в мире, в определённом месте и в определённое время, будучи сам для себя средством понимания себя, что реализуется благодаря толкованию и интерпретации.

Человеческое бытие герменевтично – человек пытается ответить на вопрос о том, как устроено то «сущее», бытие которого заключается в понимании. В понимании (когда мир и человек неразделимы) формируется сознание и мышление, то есть, человек превращается в субъект, а мир – в объект и они разделяются. Язык мысли и поэзии начинается с призыва мира, который ожидает в своей смысловой полноте, чтоб человек дал ему слово, «сказал» его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: