double arrow

Правовое регулирование военной службы

1

Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации , Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства России, приказы министра обороны и другие нормативные акты, документы. Причем законом определена их строгая иерархия, которая выражается в том, что документы более низкого уровня создаются в соответствии с документами более высокого уровня и не могут им противоречить.

В 2000 -2002 гг. проделана большая работа по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы социальной защиты и других категорий военнослужащих. Отметим наиболее важные из них.

С 1 января 2000 г. вступил в силу Федеральный закон № 229-ФЗ от 31 декабря 1999 года «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данным законом закреплены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми климатическими условиями. Военнослужащие , проходящие военную службу по призыву, получили право на увеличение на срок до 16 суток основного отпуска. Ранее право на увеличение отпуска имели только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Кроме того, изменен порядок дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Вместо выплаты им повышенных окладов по воинской должности и процентной надбавки к окладам по воинскому званию и воинской должности и местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки по всему денежному довольствию (к окладам по воинской должности, воинскому званию и дополнительным выплатам) в размерах и порядке, которые предусматриваются для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Также установлено льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки за службу в этих районах и местностях военнослужащим в возрасте до 30 лет.

Важным событием в сфере социальной защиты военнослужащих явилось принятие решения о повышении с 1 декабря 2000 года на 20 процентов размеров окладов денежного довольствия военнослужащих. Данное решение утверждено Указом Президента РФ № 1638 от 17 августа 2000 года и Постановлением Правительства РФ № 680 от 14 сентября 2000 года.

В целях упорядочения дополнительных денежных выплат военнослужащим и членам их семей принято Постановление Правительства РФ № 524 от 14 июля 2000 года «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». Указанным Постановлением утверждаются:

-правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

-правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга;

-правила оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи;

-правила выплаты супруге (супругу) или членам семьи денежного довольствия военнослужащих, пропавших без вести, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах.

Федеральным законом № 117-ФЗ от 5 августа 2000 года с 1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. Его 23-йглавой установлен налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов, который взимается с денежного довольствия военнослужащих. В целях недопущения снижения уровня социальной защищенности военнослужащих в соответствии с решением Правительства РФ Минфином России проработан вопрос о компенсации потерь от взимании указанного налога.

Под знаком надежды происходят изменения в социальном статусе военнослужащих.

Произошло реформирование денежного довольствия военнослужащих.

Президент В.Путин, говоря о денежном довольствии военнослужащих, отметил, что сама система денежного довольствия военнослужащих на протяжении последних десяти лет почти непрерывно давала сбои. Вместе с тем государство как бы говорило военным: да, вы получаете мало, но зато у вас есть льготы. А в реальности льготы чаще всего не доходили до конкретного человека: средства на их реализацию выделялись не по назначению. Сейчас часть льгот будет переведена в денежную форму, вместе с тем государство не снимает с себя обязательство по социальной защите людей в погонах, сохраняя для них значимые гарантии и компенсации. Как сказал президент, должна быть разработана и четкая система индексации уровня оплаты воинского труда. И этот уровень в силу опасности военной службы, неустроенности семей военнослужащих должен заметно превышать размер доходов других государственных служащих, что полностью будет соответствовать принципу социальной справедливости. Пристальное внимание Президента России к этим вопросам вполне объяснимо. Социальные ожидания в армейской среде уже давно приближались к красной черте, за которой начинается горькое разочарование. Причем уровень этих ожиданий весьма высок, что давно уловил глава государства, провозгласив идею о необходимости значительного повышения денежного довольствия военнослужащих. Собственно говоря, вся социальная политика любого государства сосредоточена в промежутке между запросами людей и тем, что правительство им может дать.

Что же ожидает военнослужащих после окончательного утверждения изменений в ряде законов, регулирующих вопросы денежного довольствия и предоставления льгот?

Как планировалось с самого начала, новые должностные оклады, приравненные к должным окладам государственных служащих, будут введены с 1 июля. А вот оклады по воинским званиям будут повышены не с 1 января 2004 года, как изначально предлагало правительство, а с 1 января 2003 года, как настаивало руководство Министерства обороны и Комитет Государственной думы по обороне во главе с А.Николаевым (следует сказать, что многие важные поправки к законопроекту были проведены в жизнь благодаря его усилиям).

http://www.shtab.su/publ/vospitatelnaja_rabota/informirovanie/pravovoe_regulirovanie/12-1-0-382

1

Сейчас читают про: