double arrow

Развитие взглядов на человека и его потребности в ХХ веке


В ХХ веке прямой наследницей идей “философии жизни ” явилась философия экзистенциализма (существования). Основными причинами, породившими эту философию, можно считать, во-первых, ставшую практически очевидной в социалистических и фашистских странах несостоятельность классового подхода к человеку и, во-вторых, отчужденное положение индивида не только в тоталитарных обществах, но и в любом (даже политически демократическом) индустриальном обществе.

Отвергая марксистский социально-классовый подход к человеку, экзистенциализм берет индивида за первичное, главное в обществе, а социальные классы - за вторичное, производное от индивидов. Один из видных представителей этого философского направления А. Камю, заключая свою речь в связи с присуждением ему Нобелевской премии в 1957 году, сказал по поводу надежды людей на лучшее: “Одни скажут, что надежду эту несет народ, другие- что несет ее человек. А я убежден, что она живет, дышит, существует благодаря миллионам одиночек, чьи творения и труды каждодневно отрицают границы и прочие грубые миражи истории, чтобы помочь хотя бы на миг ярче воссиять истине, вечно преследуемой истине, которую каждый из них своими страданиями и радостями возвышает для всех нас”. Таким образом, мыслители этого направления отбрасывали марксистский классовый гуманизм и утверждали индивидуальный гуманизм как более развитую и конкретную форму теории и практики человеколюбия.

Исследуя положение человека в индустриальном обществе, экзистенциализм приходит к выводу, что он существует в неподлинном бытии. Неподлинное существование человека, по мысли одного из классиков этого направления Хайдеггера, базируется на толковании человека по аналогии с вещами, на забвении его индивидуальности, конкретной неповторимости. Истолковывая себя аналогично другим, действуя не из своих индивидуальных потребностей и желаний, а потому, что так поступают все (так принято, так модно, так необходимо обществу и т.д.), человек приходит в состояние отчуждения от подлинного своего бытия. В неподлинном бытии господствует над людьми некая неопределенная, безличная сила, которую Хайдеггер называет “Ман” (от неопределенно личного местоимения в немецком языке). Современное индустриальное общество с его “нивелированной индивидуальностью ”, где каждый хочет быть таким же, как другой, а не самим собой, и есть образец неподлинного существования человека.

И, напротив, подлинное существование выступает как осознание человеком своей конкретной историчности и свободы. Это возможно только в таких условиях, когда индивид попадает в пограничную ситуацию между жизнью и смертью. Только в этом случае к нему приходит озарение , понимание подлинного бытия. И человек возвышается над обыденностью, обретает свободу, выражает свою индивидуальность.

Конкретно-историческое понимание человека в экзистенциализме сочетается в то же время с субъективизмом. Это выражается в том, что фундаментальнейшая его категория “существование ” трактуется как поток эмоционально окрашенных переживаний человека, как субъективно идеальное. Иначе говоря, жизнь человека сводится полностью к духовному, нематериальному существованию. Такое существование имеет иррациональную природу, его истоки не подвластны разуму, непознаваемы. Человек же может воспринимать его в чувственно-эмоциональном плане – как страдающее, озабоченное, переживающее, преисполненное страхом, смертное и т. д.

Таким образом, экзистенциализм представляет собой своеобразное отражение чувственно-эмоционального положения человека в современном индустриальном обществе как существа слабого и беспомощного перед технико–технологической мощью современной цивилизации. В одной из популярных песен Вилли Токарева это положение образно выражено следующими словами: «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой, то мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой …»

В середине ХХ века, когда наиболее развитые страны мира пришли к наивысшему подъему индустриальной цивилизации и начался их переход в более высокую – информационную цивилизацию, в западной обществоведческой мысли сложился ряд сменявших друг друга теорий, которые в совокупности отражали высокий динамизм и сложный характер современного развития человечества. Эти теории еще более конкретизировали понимание человека и его потребностей. Поскольку они были преимущественно экономическими, то человек в них выступает не только как индивид, но и как, прежде всего материальное существо. Его материальные, динамично меняющиеся потребности являются решающим фактором современного развития не только экономики, но и всего общества.

В 50-60-х годах в наиболее развитых странах мира установилось новое общество, качественно отличающееся от индустриального общества начала века – общество массового потребления. Оно основывалось не на классовых и других больших социальных группах, а на семьях как социальных и потребительских ячейках, на новом представлении о богатстве общества как потоке устойчивого потребительского спроса, на демократических формах решения острых социальных и политических проблем, на массовой занятости населения, высокой оплате труда и надежной системе социальной защиты населения. Выдающейся теорией такого общества была теория “Общества изобилия” американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта. Основные идеи его теории таковы:

1.Крупные корпорации создали изобилие всех товаров, удовлетворяющих основные материальные потребности граждан.

2. Главной для корпораций стала проблема ежедневного формирования соответствующих потребностей и массового спроса на товары.

3. Корпорации создали мощный рекламно-сбытовой аппарат, подавляющий самостоятельность оценок и решений людей.

4. Рост производства потребительских товаров стал высшей целью американского общества.

5. Навязывание различных малополезных, а то и вредных предметов быта и престижного отдыха происходит в США в ущерб удовлетворению жизненно важных потребностей интеллектуального и духовного развития людей.

6. Роль организатора формирования и удовлетворения общественно важных потребностей должно взять на себя государство.

7. Создается “новый класс ” из наемных управляющих, служащих и специалистов, что является главным социальным достижением общества.

8. Главным процессом, создающим этот новый класс, являются “инвестиции в человека”, которые в отличие от инвестиций в материальный капитал невидимы и не поддаются оценке.

9. Фактически не капиталовложения в материальные ценности или максимизация доходов, а именно, “инвестиции в своих детей” становятся главной целью и человека, и общества.

Дальнейшее научно-техническое развитие человека, которое привело к утверждению информационной цивилизации в наиболее развитых странах мира, породило качественно новое состояние общества, названное А. Тоффлером “информационным обществом”. В этом обществе главной формой богатства становится развитый интеллектуальный, духовный мир граждан. Тенденции развития информационного общества наиболее полно и глубоко систематизированы в теории мегатенденций Дж. Несбита и П. Абурден. Важнейшими из них являются:

1. Экономика все более подтверждает свою первичность в сравнении с политикой и идеологией.

2. Происходит возрождение искусств, переоценка смысла жизни на фоне существенного роста роли свободного времени в жизни людей.

3. Космополитизация сферы потребления и стиля жизни при усилении сопротивления этой тенденции национальных культур.

4. Тенденция вовлечения женщин в экономическую и политическую жизнь на основе преодоления малограмотности, нищеты и дискриминации женщин.

5. Приход биологии как ведущей сферы знаний на смену физике.

6. Триумф индивидуальности и личной ответственности над тоталитаризмом и ценностями коллективизма. Экономика, социальная жизнь, нравственность и политика ощутили массовое вторжение “новой индивидуальности”, роль сообществ, созданных на основе добровольного объединения индивидов.

Все теории человека и его потребностей, которые появились в конце ХХ века, нацелены на активизацию индивидов и рационализацию их действий в условиях демократии.


Сейчас читают про: