double arrow

Физиологические и психические особенности индивида – основа его потребностей

4.

Жизнь человека, как и всякого живого существа, имеет приспособительный характер, т.е. представляет собой адаптацию. Адаптивная природа жизни человека касается его не только биологического, но и социального бытия. Человек существует как единое биосоциальное существо, и это определяет его физиологическую адаптацию в качестве единой основы его существования вообще и потребностей в частности.

Современные физиологические научные данные позволяют раскрыть содержание адаптации как единства трех элементов: общего адаптационного синдрома, памяти и доминанты. Эти элементы характеризуют адаптацию индивида к меняющимся условиям среды как процесс, в котором выделяются четыре стадии:

Первая стадия знаменует возникновение адаптационного синдрома (стресс-синдрома) как разрешение противоречия, возникающего в организме при предъявлении к нему каких-то новых требований. Иначе говоря, меняющаяся жизнь предъявляет такие требования к организму, которые он не может обеспечить, ибо функционирует по-старому. Возникает стресс-синдром, т.е. мобилизация в организме внутренних (структурных и энергетических) ресурсов и их направленное перераспределение, обеспечивающее требуемую адаптацию. В организме происходит гормональное воздействие на клетки, которое «стирает» старые, утратившие свое биологическое значение структурные связи между клетками, и создают новые адаптационные физиологические структуры. Общий адаптационный синдром выступает в роли фактора, играющего важную роль в перепрограммировании приспособительных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой.

Вторая стадия - в результате внутренней перестройки организма стресс-синдром постепенно уменьшается и создается устойчивая адаптация к новым условиям и требованиям. Затянувшийся стресс-синдром из механизма адаптации может превратиться в разрушительный фактор, который приводит к заболеваниям организма.

Третья стадия-стадия завершенной долговременной адаптации, когда на основе новых внутриорганизменных связей стресс-синдром исчезает и вырабатывается достаточно совершенное приспособление человека к новым условиям среды и новым ситуациям.

Четвертая стадия-стадия износа и функциональной недостаточности. Она необязательна и возникает лишь при чрезмерном напряжении адаптации, т.е. при высокой «структурной цене» адаптации, при перенапряжении организма. Правда, человеческий организм наделен системой поведенческих реакций, которые направлены на устранение длительного перенапряжения (например, «медвежья болезнь», как реакция на страх, использование разных путей и форм приспособления преодоление препятствие или его обход, разных технических средств – от простого рычага до сложнейших машин, смена отношения к новым условиям – от «обойдусь и без них …» до «а пошли вы все подальше…»).

Всякое состоявшееся приспособление включает то или иное структурное преобразование клеток и межклеточных связей, которое может длительно сохраняться, т.е. образуется память. И наконец, адаптация-это всегда организация жизнедеятельности организма с определенной направленностью, т.е. реализацией доминанты. Поэтому адаптация представляет собой единство стресс-синдрома, памяти и доминанты. Данные понятия выражают такие динамические отношения, которые охватывают человека как единство организма и личности.

Адаптация раскрывает самый фундаментальный физиологический механизм взаимодействия человека и окружающей его среды. Она характеризует биологический механизм человеческой жизнедеятельности. Соединение, сплав биологической и социальной сторон человеческой жизнедеятельности происходит на следующем уровне существования индивида - на уровне витальных (жизненных) функций.

Осуществление витальных функций человека обусловлено, как показывают современные психологические и физиологические исследования, взаимодействием трех программ развития: филогенетической, социальной и онтогенетической. Вследствие этого жизненный путь человека не предопределен изначально какой-либо одной программой, а на основе исходной программы самопрограммируется по ходу развития индивида. И это самопрограммирование осуществляется под влиянием программирующих воздействий среды, общества. Социальная программа, которой нет у животных, представляет собой лишь возможность, которая становится действительной программой индивидуального развития при столкновении с внутренними программами развития и преломлении в них. Таким образом, человеческое бытие представляет собой взаимодействующее единство общего (заключенного как в филогенетической, так и в социальной программе) и единичного, содержащегося в индивидуально формирующейся программе онтогенеза.

Что же конкретно представляют собой программы индивидуального развития человека?

Филогенетический компонент программы - это все то эволюционно приобретенное биологическое богатство человеческой природы, которое включено в уникальный для каждого индивида генотип, передаваемый по рождению.

Онтогенетическая программа развития, которая включает в себя в качестве исходного компонента филогенетическую программу, - это развивающаяся в ходе индивидуальной жизни программа, воплощенная в телесной организации человека. Складывающаяся структура личности на определенном этапе развития индивида становится ядром онтогенетической программы. Личностный компонент программы индивидуального развития обусловлен социальными условиями жизни индивида и социальной программой его развития.

Социальная программа-это та система существующих в обществе ценностей, которая представляет собой личностное воплощение основного содержания конкретно-исторического общества.

Все три программы индивида (филогенетическая, онтогенетическая и социальная) существуют как внутреннее психофизиологически своеобразное состояние каждого человека. Внешнее же свое выражение, проявление они находят в витальных (от латинского вита-жизнь) функциях индивида. Эти функции индивида представляют собой единство общего (физиологического, психического и социального), присущего каждому человеку, и единичного, специфического, уникального, выражающего индивидуальность.

Витальные функции выражают основные направления жизнедеятельности индивида. Имея физиологическую природу, они представлены не только в психике индивида, но и в его сознании как переживание индивидом его запросов, всего необходимого для жизни в разнообразных формах. Осознание витальных функций имеет широкий диапазон – от неясных, смутных ощущений до четкого понимания того, что индивиду необходимо.

Всякая жизненная функция индивида есть взаимодействие его с определенными объектами внешнего мира и поэтому переживается как нужда в таковых.

Витальные функции человека образуют внутреннюю систему, на которой основываются все мотивы (побудители) его поведения и деятельности, в том числе и самый фундаментальный побудитель-потребности.

Основные витальные функции сводятся к следующим четырем классам:

1) индивидуально – органические;

2) родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);

3) познавательно - деятельностные;

4) социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости и т.д.).

Функции всех четырех классов имеют свои биологические основания, ибо являются результатом взаимодействия внутренних - генетических структур и внешней среды. Все функции при этом специализированы, т.е. ни одна из них не является чисто биологической, хотя соотношение общебиологического фундамента и социального преобразования в разных классах функций различны. В первых двух больше содержится биологического, а во вторых двух-социального. При этом важно отметить, что поведение человека, его социальность имеют полигенную обусловленность, т.е. они определяются не одной какой-либо группой, структурой генов, а всей генетической конституцией.

Социальные свойства человека не одинаково проявляются у разных индивидов. Генетическая обусловленность социальности индивида получает свою индивидуальную выраженность в зависимости, с одной стороны, от индивидуальности онтогенетической программы, а с другой – от особенностей социальной среды, в которой живет индивид.

Таким образом, деятельность человека зависит от взаимодействия внутренних (генетических) и внешних (общественных) факторов. И в этом взаимодействии не следует преувеличивать ни одну из сторон, впадая в крайность биологизма или социологизма.

Витальные функции человека представляют собой сущностные силы индивида, которые побуждают, подталкивают его к действиям. Поэтому классификация витальных функций является вместе с тем классификацией фундаментальных запросов и потребностей человека, необходимых для его существования.


Сейчас читают про: