Таможенно-тарифная система как инструмент регулирования внешнеторговых связей

Наиболее важным инструментом регулирования международной торговли таможенный тариф. При составлении таможенных тарифов государства руководствуются общими принципами, изложенными в Брюссельской таможенной номенклатуре (1951 г.) и в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (1983 г.).

Каждое государство имеет свою таможенно-тарифную систему, в ключающую 3 элемента:

1. нормативная база;

2. институциональная база, т.е. государственные органы, осуществляющие таможенную политику;

3. таможенный тариф.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень (свод) таможенных пошлин на товары, перемещаемые (ввозимые и вывозимые) через таможенную границу страны.

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и, следовательно, оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли страны.

Таможенные пошлины могут выполнять различные функции:

1. Фискальные пошлины во многих странах служат средством пополнения доходной части государственного бюджета. Они, как правило, устанавливаются по низким ставкам на товары, которые не производят в данной стране (кофе, цитрусовые и др.).

2. Протекционистские пошлины являются важным инструментом регулирования внешней торговли. Размер пошлины должен быть таким, чтобы продажная цена импортного товара на внутреннем рынке страны превысила цену внутреннего производителя. В том случае, когда устанавливается высокий размер пошлины, она выполняет запретительную функцию. Такая ситуация, например, возникла в 1992 году в США при установлении таможенной пошлины на урановое сырье из России в размере 116 %.

Товары классифицируются в соответствии с международными соглашениями по группам и разделам, а ставки обложения размещаются обычно в трех колонках в зависимости от страны происхождения товара. В этой связи различают:

1. максимальные (автономные, генеральные) пошлины. Они применяются в отношении товаров из стран, с которыми нет торговых соглашений. Например, в 1995 г. США ввели пошлину в размере 115 % на Российский уран.

2. Минимальные (договорные, конвенционные) пошлины. Устанавливаются со странами, с которыми заключены соглашения, т.е. пользующимися режимом наибольшего благоприятствования, и фиксируются в договоре. Это обычные пошлины, которые в среднем составляют порядка 1,5% на товары добывающей промышленности и 6,5-8% - на готовую продукцию и полуфабрикаты.

3. Преференциальные (льготные) пошлины. Это символические пошлины в размере менее 1%, а порой и равные нулю. Возникли в 60-е годы. Применяются в отношении импортных товаров из развивающихся стран, а также стран, входящих в интеграционные группировки.

В Украине преференциальные пошлины не применяются. Размер максимальных ставок импортного тарифа не превышает 25%.

По методам взимания выделяют три вида пошлин:

1. адвалорные пошлины. Начисляются в проценте от таможенной стоимости товара.

2. Специфические пошлины. Начисляются в установленном, фиксированном размере за единицу товара (твердая ставка с веса, объема, штуки товара).

3. Смешанные (одновременное обложение адвалорной и специфической пошлинами).

Из них наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на которые приходится около 75% всех пошлин. В Украине адвалорные ставки составляют около 79%, специфические – 17%, комбинированные – 4%.

По объекту обложения различают:

1. импортные пошлины, которыми облагаются импортные товары при ввозе их на территорию страны;

2. экспортные пошлины, которыми облагаются экспортные товары при вывозе их за пределы территории страны;

3. транзитные пошлины, которыми облагаются товары, пересекающие национальную территорию страны транзитом.

Наиболее часто применяются импортные пошлины. Экспортные пошлины используются реже, поскольку они удорожают стоимость товара на мировом рынке и делают его менее конкурентоспособным. В большинстве развитых стран экспортный тариф на применяется, а в США его введение запрещено конституцией. Экспортные пошлины используются в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой. В некоторых развивающихся странах на экспортные пошлины приходится до половины поступлений в государственный бюджет. Страны также применяют экспортные пошлины в случае, когда стремятся ограничить вывоз данного товара; когда страна занимает ведущие позиции в производстве какого-либо продукта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России).

В Украине в настоящее время экспортный тариф применяется на семена некоторых видов масляных культур, крупный рогатый скот, кожаное сырье, выполняя запрещающую функцию, т.к. фискальные поступления от данных пошлин незначительны.

По характеру выделяют также:

1. сезонные пошлины. Применяются в основном в отношении сельскохозяйственной продукции на период нескольких месяцев в год.

2. Антидемпинговые пошлины. Начисляются на товары, ввозимые по цене ниже среднего уровня внутренних цен, мировых цен и себестоимости.

Демпинг – это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном, либо мировом, часто ниже себестоимости, т.е. предполагаемых затрат.

Среди целей демпинга могут быть вытеснение конкурентов с рынка для последующего установления монопольных цен, продажа излишних запасов товаров на внешних рынках и др. Демпинг запрещен ВТО и национальным антидемпинговым законодательством.

Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между средней мировой и демпинговой ценами. Вводится импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

3. Компенсационные пошлины. Устанавливаются на импорт тех товаров, в производстве которых использовались определенные льготы, субсидии. Направлены против субсидирования экспорта, нейтрализуют экспортные субсидии.

Субсидия – это денежная выплата, направленная на поддержку национального производителя, стимулирование экспорта или косвенную дискриминацию импорта.

Экспортные субсидии представляют собой финансовую помощь производителям товаров, идущих на экспорт. Это позволяет экспортировать товары по более низкой цене, чем на внутреннем рынке и форсировать экспорт. Экспортные субсидии запрещены ВТО, т.к. ведут к демпингу.

Внутренние субсидии предоставляются производителям товаров, конкурирующих с импортом, т.е. направлены на ограничение импорта.

Ставки по антидемпинговым и компенсационным пошлинам устанавливаются после доказательства факта демпинга и определения размера субсидий иностранным экспортерам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: