Нетарифные средства регулирования международной торговли

В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства стран используют нетарифные методы. Степень воздействия государства на международную торговлю за последние годы возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По разным оценкам их насчитывается от пятидесяти до двух тысяч видов. В настоящее время они являются главным препятствием на пути к либерализации международной торговли.

В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-4% в настоящее время.

Вместе с тем принципиально важно здесь то, что, понижая таможенные тарифы, все государства во многом компенсировали ослабление защиты внутреннего рынка путем применения разнообразных нетарифных ограничений, которое приняло особенно широкий размах с последней трети ХХ века.

Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле.

Из всех видов нетарифных барьеров чаще всего применяются количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К количественным ограничениям относятся:

1. квотирование (или контингентирование). Наиболее распространенная форма количественных ограничений является квота или контингент. Квотирование представляет собой введение количественных ограничений объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период времени. Квота – это количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну (вывозу). Т.е. устанавливаются предельные величины импорта или экспорта за определенный срок. Как правило, срок квоты невелик, квоты часто пересматриваются. Устанавливаемые контингенты (квоты) могут носить сезонный характер. Недостатком квотирования является то, что экспортеры обычно стремятся как можно быстрее осуществить отгрузку. Те, кто успевают это сделать, получают высокие прибыли, а те, кто не успел – терпят убытки. Также из-за временного лага дискриминируются товары из далеко расположенных стран. Как правило крупные фирмы выигрывают по сравнению с мелкими.

2. Лицензирование предполагает выдачу государственным органом разрешения на внешнеторговые операции (экспорт или импорт). Существуют два типа лицензий:

· открытая (генеральная, автоматическая, простая). Заключается в опубликовании списков товаров, которые можно вывозить или ввозить в течение определенного времени. Т.е. любое лицо имеет право совершать внешнеэкономические операции в течение определенного времени ввозить указанные товары либо без ограничений, либо только из указанных стран.

· Специальная (индивидуальная). Предоставляется конкретной фирме, оформляется документально с обязательным указанием вида торговой операции, количества и цены товара, страны его назначения или происхождения, срока действия лицензии.

Сущуствуют различные способы выдачи лицензий:

· с помощью аукциона. Лицензия вдается тому, кто больше за нее заплатит.

· Система явных предпочтений. Т.е. из всех фирм, желающих осуществить импорт, выбираются те, кому будут выдаваться лицензии без какой-либо предварительной борьбы, заявок, переговоров. Чаще всего импортные лицензии выдаются наиболее авторитетным фирмам в объеме, в котором они импортировали товары до введения лицензий.

· «Затратный метод». Государство заставляет конкурировать на неценовой основе. Лицензия может быть выдана либо фирмам, имеющим большие производственные мощности (что приводит порой к избыточному инвестированию в неиспользуемое оборудование, потере этих средств в надежде получить лицензию), либо лицензия предоставляется по принципу «раньше пришел – раньше получил», что приводит к потере времени в очередях.

3. Начиная с 60-х годов получили распространение согла­шения о «добровольном» ограничении экспорта. Заключенные на двусторонней основе, они обязывают страну-экспортера ограничить поставки товаров и не превышать обусловленный объем экспорта на рынок другой страны. Обычно такие соглашения принимаются под явной или неявной угрозой применения санкций по отношению к стране-экспортеру. «Добровольное» ограничение экспорта осуществляется по таким товарам, как сталь, алюминий, текстиль, бытовая электроника, автомобили и др. Так, в 2005 г. Минэкономразвития России и Минэкономики Украины подписали соглашение о «добровольном» ограничении поставок» в Россию труб 5 заводов Украины на 2005-2009 годы (в объеме 395 тыс. тонн в 2005 году).

К нетарифным ограничениям относятся также скрытые методы торговой политики. Они представляют собой разнообразные барьеры не таможенного характера, создаваемые на пути внешней торговли органами центральной и местной государственной власти. К ним относят:

1. импортный депозит. Импортер обязан внести определенную сумму – процент от стоимости импорта – в качестве залога на депозит в банке. Это, с одной стороны, подтверждает платежеспособность фирмы, но с другой – является барьером для растущей фирмы.

2. Технические стандарты, требования. Т.е. ввозимая продукция должна соответствовать определенным техническим характеристикам, иметь определенные сертификаты качества, специфическую упаковку, маркировку. Должны быть соблюдены определенные санитарно-гигиенические нормы, включая мероприятия по охране окружающей среды и т.д. Технические барьеры во многих случаях обусловлены заботой о защите населения.

3. Внутренние налоги и сборы. К ним относятся пограничный налог, таможенный сбор, статистический, ветеринарный, портовый пломбировочный и др.Они повышают цену импортного товара и делают его менее конкурентоспособным. Играют дискриминационную функцию лишь в том случае, если накладываются только на импортные товары.

4. Государственная монополия. Некоторые виды деятельности осуществляются только государством: торговля оружием, фармацевтика нарковеществ, реже – табачное, алкогольное производство.

5. Политика в рамках государственных закупок. Государственные органы могут требовать от предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже если они дороже импортных.

6. Требования о содержании местных компонентов. Устанавливается доля конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: