double arrow

УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА: ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Под бюджетным процессом понимают регламентируемую законодательством деятельность участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Республики Беларусь;

2. Парламент Республики Беларусь;

3. Правительство Республики Беларусь;

4. местные Советы депутатов;

5. местные исполнительные и распорядительные органы;

6. органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

7. Национальный банк Республики Беларусь;

8. иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

9. распорядители и получатели бюджетных средств;

10. банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Функциональные роли у участников бюджетного процесса различны.

Распорядителями бюджетных средств могут быть:

1. государственный орган или государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь;

2. структурные подразделения государственного органа с правами юридического лица, иная организация, ответственная за реализацию определенных задач и функций государства;

2.3. государственный орган, на который возложены функции по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Распорядители бюджетных средств определяются путем установления им бюджетных назначений.

Под бюджетными назначениями понимают полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные законом о республиканском бюджете или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

На распорядителей бюджетных средств возлагаются следующие функции:

1. разработка плана своей деятельности; расчета необходимых ассигнований к проекту бюджета на очередной финансовый год, проекта бюджетной сметы;

3. обеспечение управления бюджетными назначениями и исполнения соответствующей части бюджета;

4. утверждение бюджетных смет получателей средств;

5. осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и представлением отчетности;

6. выступание в суде в качестве представителя ответчика от имени Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) распорядителя бюджетных средств, государственных органов, либо их должностных лиц, а также по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам подведомственных бюджетных организаций.

Получателями бюджетных средств являются физические лица и организации.

Получатели бюджетных средств имеют право на использование финансовых ресурсов в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, а также на своевременное доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные распорядителем бюджетных средств для получателя.

Получателям бюджетных средств вменены следующие обязанности:

1. своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, бухгалтерскую отчетность и иные сведения об использовании бюджетных средств;

2. эффективно и по целевому назначению использовать бюджетные средства;

3. своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; уплачивать проценты по займам; а также возвращать неиспользованные бюджетные средства;

4. принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года;

5. в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, что приводит к невозможности исполнения договорных обязательств с третьими лицами, принять меры по корректировке договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.

Основными получателями бюджетных средств являются бюджетные организации, под которыми понимают юридические лица, которые соответствуют следующим характеристикам:

1. созданы Президентом Республики Беларусь или государственными органами для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;

2. финансируются из бюджета на основе бюджетной сметы;

3. бухгалтерский учет которых ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которых осуществляется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и воинские части.

К обязанностям бюджетных организаций относятся:

1. разработка плана своей деятельности и бюджетной сметы;

2. обеспечение исполнения бюджета по выделенным бюджетным средствам;

3. составление и представление распорядителю бюджетных средств бухгалтерской отчетности (исключение составляют государственные органы и воинские формирования).

Бюджетные организации могут осуществлять приносящую доходы деятельность, если она способствует достижению уставных целей или выполнению государственно значимых задач. В этом случае возникает обязанность составления сметы доходов и расходов внебюджетных средств, а также специальной отчетности по формам и в порядке, установленным Министерством финансов.

Вместе с тем, осуществлять заимствования и предоставлять за счет бюджетных средств займы другим организациям и физическим лицам бюджетные организации не могут.

Что касается физических лиц и организаций не являющихся бюджетными, то для них денежные средства предоставляются исключительно через распорядителей, что упрощает документооборот.


СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА

Составлению проектов республиканского и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года разрабатывает Министерство экономики Республики Беларусь и представляет в Министерство финансов до 1 апреля текущего года.

Прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года разрабатывает Национальный банк Республики Беларусь с последующим предоставлением в Министерство финансов до 1 апреля.

В свою очередь Министерством финансов разрабатывает проект основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, который включает среднесрочную финансовую программу. Данный проект вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь не позднее 1 мая текущего года и служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В указанном проекте содержатся предложения по следующим основным параметрам:

1. удельный вес прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет Республики Беларусь;

2. предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь, основные источники финансирования дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь;

3. изменения в законодательстве, принятие которых необходимо для реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год;

4. особенности межбюджетных отношений, в том числе взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами на очередной финансовый год;

5. лимит государственного долга Республики Беларусь.

Среднесрочная финансовая программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.

Она разрабатывается на три года, и при этом подвергается ежегодной корректировке, что приводит к постоянному сдвигу планового периода на один год вперед.

При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, кроме основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, составляются и представляются в Палату представителей следующие материалы:

1. оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;

2. пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;

3. расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;

4. основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;

5. прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;

6. справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;

7. сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств и др.

Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок организации работы по составлению проекта бюджета утверждается Правительством Республики Беларусь, а методическое руководство и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляются Министерством финансов.

Срок предоставления проекта республиканского бюджета для Министерства финансов устанавливает Правительство Республики Беларусь, а министерство в свою очередь готовит указания для распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Распорядители бюджетных средств в установленные сроки представляют в Министерство финансов материалы, которые проходят последующее согласование. Если оно не достигнуто, Министерство финансов готовит свое заключение по несогласованным вопросам.

На основе согласованных материалов Министерство финансов разрабатывает проект закона о бюджете, который вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. После его рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь Министерство финансов сообщает:

1. распорядителям бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона;

2. областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

В отличие от республиканского бюджета местные бюджеты утверждаются в форме решения о бюджете на очередной финансовый год. Порядок разработки проектов таких решений схож с порядком разработки проекта республиканского бюджета.

Проекты местных бюджетов формируются на основе:

1. основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год;

2. прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь;

3. нормативов бюджетной обеспеченности;

4. плана социального и экономического развития административно-территориальной единицы;

5. собственных доходов;

6. нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров межбюджетных трансфертов, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом.

Проекты местных бюджетов представляются финансовыми управлениями (отделами) для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, которые в свою очередь вносят их для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов.

Окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соответствующие местные бюджеты.

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА

Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей вносит Президент Республики Беларусь в сроки не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году. При необходимости внесения изменений и (или) дополнений в законодательные акты, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату представителей до внесения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов.

Законопроекты становятся законами только после принятия их Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Алгоритм прохождения законопроекта следующий. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый только Палатой представителей в случае, указанном выше, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов.

Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.

Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним. А рассмотрение и окончательное утверждение проектов местных бюджетов производятся на сессиях местных Советов депутатов.

Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Следует иметь в виду, что утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями:

1. ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год;

2. расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не финансируются;

3. нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки, определяемые законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год.

При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права:

1. предоставлять бюджетные ссуды, бюджетные займы;

2. осуществлять финансирование государственных капитальных вложений;

3. формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов;

4. осуществлять заимствования.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Исполнение республиканского и местного бюджета обеспечивают Правительство Республики Беларусь, а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Министерство финансов определяет единую методологию учета исполнения бюджета и документального оформления, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положена бюджетная роспись, представляющая собой распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам года в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь. Она утверждается Министерством финансов (местными финансовыми органами) в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год. По бюджету первичного уровня роспись не составляется.

Предусмотренные бюджетной росписью ассигнования являются основанием для утверждения бюджетных смет. Бюджетная смета является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств для выполнения бюджетной организацией своих функций.

Исполнение бюджета осуществляется по доходам и расходам.

Так, исполнение по доходам предусматривает:

1. зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;

2. проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);

3. распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;

4. возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;

5. учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;

6. анализ выполнения доходов.

Учет операций по доходам бюджета осуществляется по лицевым счетам, открываемым для каждого налогового, таможенного органа и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять сбор доходов в республиканский бюджет, на едином казначейском счете.

Республиканский (местный) бюджет по расходам исполняется через автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:

1. установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;

2. доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;

3. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

4. подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;

5. осуществление платежей (расходование бюджетных средств);

6. использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.

Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.

Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами.

Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством.

Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета.

Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты бюджетных организаций по операциям истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года.

Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случая, когда они связаны с принятием законодательного акта вышестоящего органа.

Внесение поправок в закон (в решения) в ходе исполнения бюджета допускается, но при условии недопущения увеличения предельного размера дефицита республиканского бюджета. Однако, если поступления доходов республиканского (местного) бюджета или поступления из источников финансирования дефицита республиканского бюджета снижены более чем на 10% от запланированного на год объема, то Министерство финансов (местные финансовые органы) должно безотлагательно проинформировать об этом Правительство Республики Беларусь (местные Советы депутатов). Правительство Республики Беларусь вносит Президенту Республики Беларусь предложения о сокращении или блокировании расходов республиканского бюджета.

Суммы превышения доходов над расходами по бюджетам, образующиеся на конец года в результате перевыполнения бюджета по доходам и экономии по расходам, остаются в распоряжении соответствующего местного Совета депутатов. Изъятие указанных сумм из бюджетов не допускается. Потери в доходах и дополнительные расходы вышестоящим бюджетом не компенсируются.

Завершает процедуру исполнения бюджета принятие закона об исполнении республиканского бюджета.

Подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Министерством финансов и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. Основу отчета составляет бухгалтерская отчетность распорядителей средств, которая интегрирует в себе бухгалтерскую отчетность получателей.

Правительство Республики Беларусь:

а) в пятидневный срок направляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в Комитет государственного контроля Республики Беларусь для подготовки порядке заключения об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, которое не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

б) представляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь или его представителя об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

При подготовке проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляются следующие документы и материалы:

1. сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета;

2. сведения о предоставленных гарантиях Правительства Республики Беларусь;

3. сведения о состоянии государственного долга Республики Беларусь;

4. сведения о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета;

5. сведения о наличии кредиторской задолженности по бюджетным средствам республиканского бюджета.


Сейчас читают про: