Религия

Важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через развитие отношений безличной функциональной зависимости, когда из-за специализации никто больше не обеспечивает сам себя. Разделение производственных ролей приводит к СОЛИДАРНОСТИ людей. Происходит осознание зависимости друг от друга, осознание своей неразрывной связи с обществом. (В реальной жизни мы редко об этом задумываемся, но попробуйте найти хоть какой-либо предмет, который был сделан одним человеком и больше никто в мире прямо или косвенно не приложил бы к этому ни ума, ни рук.)

Проблема нормального и патологического в развитии общества и личности. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, являются вполне нормальными, т.к. коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. (Уход от налогов в России – уголовное преступление, но оно совершенно нормально и естественно в условиях сложившейся грабительской системы налогообложения)

Но факт может быть назван нормальным или патологическим лишь по отношению к данному конкретному обществу.

Пока общество справляется с болезнью, она есть норма. Когда же болезнь нарушает функционирование организма общества, она становится патологией.

"АНОМИЯ" - состояние ценностно-нормативного вакуума в кризисные и переходные периоды развития общества, когда старые ценности уже не работают, а новые отсутствуют или полностью не установились. Отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида. Разрушение старого, привычного намного опережает созидание. (По сути, Дюркгейм в точности охарактеризовал ситуацию переживаемого сейчас в России переходного периода).

СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА (1864-1920)

Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа.

Социология, по Веберу, является "понимающей", поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Понимание мотивации, "субъективно подразумеваемого смысла" и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты собственно социологического исследования.

Действие же человека приобретает характер СОЦИАЛЬНОГО действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида – СМ - (когда человек понимает, что и зачем он делает: зачем учится, женится и т.д.) и ориентация на другого (других) людей и предметы внешнего мира – ОД - (почему поступил именно в этот вуз, где будет работать, как он будет продвигаться по служебной лестнице с дипломом о высшем образовании, насколько он конкурентоспособен по сравнению с другими людьми, коллегами по работе и т.п.). Если одного из этих слагаемых нет – нет и социального действия. Формула: СД=МС+ОД.

Всего Вебер выделяет четыре идеально-типических вида деятельности:

целерациональная - когда ожидается определенное поведение предметов внешнего мира и других людей при использовании этого ожидания как условия или средства достижения цели (критерием рациональности является успех), т.е. когда человек ставит перед собой цель и рационально, сознательно, шаг за шагом добивается ее, не отвлекаясь на другие мелочи и соблазны жизни.

ценностностно-рациональная - основанная на сознательную веру в этическую, религиозную или другую ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха. Классический пример – поведение монаха, смысл жизни которого – «молитва, хлеб, вода, работа».

аффективная - чрезмерно эмоциональная, чувственная (поведение людей в ситуации паники, поведение возбужденной толпы, фанатов на концерте любимой рок-группы)

- традиционная - через привычку, «автопилот».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: