double arrow

Лекция 4. Селекция на гетерозис - 2 ч


По лекции 10: написать реферат, подготовить презентацию, сделать доклад на лабораторных. Доклад длительностью – 15 – 30 минут. (Студенты делятся по желанию на группы и группой готовят этот вопрос по частям. Например, по селекции люпина можно сделать два доклада: 1) по декоративным формам, 2) для кормовых целей – желтый, узколистный. Белый люпин). Реферат сдают в печатном и электронном виде преподавателю. Презентацию сдают преподавателю (с флэшки можно перебросить).

Основанного на простой личной склонности подданных - харизматическое господство, основанное на (реальных или созданных средствами идеологии или PR, особенно в настоящее время) магических способностях, пророческом даре, силе слова и духа выдающихся личностей (эффект Македонского, Наполеона, Гитлера, Ленина, Сталина, маршала Жукова, Кастро, Чавеса, Жириновского).

Лишь первые два типа являются, строго говоря, социальными действиями, ибо имеют дело с осознанным смыслом. В третьем практически отсутствует СМ и «зашкаливает» ОД, в четвертом – ни того, ни другого.

Вебер конструирует идеальные типы господства. Он выделяет три основных типа мотивов повиновения:

господство в силу веры в обязательность выполнения служебного долга и деловой компетентности (соотнесение с интересами других личный интерес индивида). Это – «идеальное господство», где нет места коррупции, «использования служебного положения в личных целях», бесчеловечной бюрократизации и т.п.

обусловленного просто "нравами", привычками к определенному поведению, вера в священность существующих порядков и властей - патриархальный тип господства (средние века, советский период);

Точка зрения Вебера: "в нормальных условиях человек должен быть независимым от доходов, которые может принести ему политика". Предпочтение нужно отдать человеку, имеющему достаточный постоянный доход, а не из "низов", знающих, мол, нужды и чаяния народа и стремящегося заботиться о них. (эффект депутата Госдумы Шандыбина)

Социология религии Вебера. Работа "Протестантская этика и дух капитализма". Акцент на связь экономического поведения людей со спецификой религиозных воззрений. Идея рациональности веры. Он считает, что лишь рационализм протестантской этики способствует рационализации жизни экономической, стремлению к прибыли, дисциплине труда. Ведь бог создал мир во славу себе, человек должен трудиться на приумножение славы божьей и на создание царства божьего на земле; дела мирские, человеческая природа, плоть относятся к категории греховности и гибели. "Труд на приумножение славы Божьей". Именно труд "дает уверенность в своем избранничестве" богом. Аскетическое поведение – необходимое условие развития капитализма, использование прибыли для постоянного развития средств производства.

Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать: когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия».

Приведите примеры из истории, современной жизни. К примеру: фраза Ленина: «Пусть девяносто процентов населения России погибнет, лишь бы десять жили при коммунизме»… Какая цель! И какие средства…

ВИзраиле сосед, «заложивший» соседа за сокрытие налогов, по закону получает сколько-то процентов от суммы изъятых налогов…

Вдеятельности правоохранительных органов используются «сексоты» - люди, которые за гарантию или обещание неприменения в отношении их наказания за совершенное преступление должны постоянно «закладывать» своих подельников и другую «братву».

СОЦИОЛОГИЯ Питирима Александровича СОРОКИНА (1889-1968гг.)

Все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием ряда регуляторов: БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ (рефлексы), БИОСОЗНАТЕЛЬНЫХ (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и СОЦИОСОЗНАТЕЛЬНЫХ (значения, нормы, ценности).

СОЦИОЛОГИЯ РЕФОРМ И РЕВОЛЮЦИЙ. Революция для Сорокина - отклонение от нормального хода истории, неизбежно связанное с насилием, обнищанием, ограничением свободы и пр. Это "худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс". Все прогрессивные процессы - результат развития знания, мира, солидарности, кооперации и любви, а не ненависти и зверства.

Будучи сторонником эволюционной теории развития общества, Сорокин отмечал, что:

- реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам;

- любой практической реализации реформ должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий (роль и положение социологии в России, опыт Китая);

- каждый социальный эксперимент следует вначале тестировать на малом социальном масштабе;

- реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.

Предпосылками революционного взрыва являются:

- растущее подавление базовых инстинктов большинства населения (голод);

- инстинкт самосохранения (убийства, массовые репрессии);

- собственнический инстинкт (нищета, бедность на фоне богатства других);

- всеобщий характер подавления;

- бессилие групп порядка;

- неспособность властей, элиты разработать контрмеры, необходимые для достижения социального равновесия, направить выход энергии подавленных инстинктов в конструктивное русло, противопоставить ее части друг другу, ослабить их, расщепить репрессивную массу. (Проанализируйте революционный потенциал современной России на основе конкретных примеров, фактов)

Некоторые мысли П.Сорокина, которые актуальны и по сей день:

«Население, истощенное морально и физически, становится апатичным, появляется массовая индифферентность, вялость. В этих условиях нет ничего проще подчинения людей некой энергичной группой людей»(Идея нацизма, РНЕ, Жириновский).

«Примером подавления инстинкта самосохранения может служить война, "заменяющая" революционный эффект». (Современные примеры)

Сорокин является основателем ТЕОРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ - объединения противоборствующих политико-экономических систем - капиталистической и коммунистической. В фундаменте конвергенции - близости систем ценностей, права, спорта, досуга, изящных искусств, экономике, семейно-брачных отношениях и даже в религиях обоих держав. Россия должна двигаться к образцу американской демократии, а материалистическая идеология и философия все активнее должна проникать в американское общество наряду с усилением тоталитарных элементов («полицейское государство») В результате образуется смешанный социокультурный тип, который может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной. (И это в 60-е годы... Понятна «любовь» к Сорокину со стороны советской идеологической машины в годы ну очень «холодной войны»).

В основе СТРАТИФИКАЦИИ общества есть несколько основополагающих признаков: экономический (беден-богат), профессиональный (престижный - непристижный труд), политический (властвующий - управляющий характер деятельности). (Собственную модель? А где моральные, нравственные качества людей?...)

Здоровое, стабильное, развивающееся общество - это общество интенсивной СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ - перемещения индивидов из одной социальной группы в другую; исчезновение одних и появление других социальных групп.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ социальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (смена работы в той же должности, переход мужа или жены в другую семью при разводе и повторном браке (еще примеры).

ВЕРТИКАЛЬНАЯ социальная мобильность: ВОСХОДЯЩАЯ (повышение в звании, должности, образование, престижная профессия и пр.); и НИСХОДЯЩАЯ (лишение статусов, деградация, алкоголизм, безработица, физические увечья, утрата здоровья и т.п.)

«Социальная мобильность способствует обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается дебильный материал, т.е. большое количество вялых, неспособных людей(Брежнев, Черненко).И напротив, в более низших стратах – талантливых людей»

«Если общество продолжает существовать, то это значит, что большая часть населения дает свое молчаливое согласие на это, что при нынешних условиях другой, более совершенный порядок трудно осуществим, либо ему суждено быть менее совершенным»

(население игнорирует выборы, пассивно, не предпринимает никаких мер по обеспечению своих интересов и прав)

«Человек морально деградировал до уровня усложненного животного, оправдывающего с помощью напыщенных идеологий наихудшее из своих действий»(США – борьба за демократию, развязывание войн, на самом же деле - прагматичное завоевание экономического и политического пространства. Идея коммунизма превратилась в стремление тотального контроля, бесправия и подчинения населения, репрессии, гражданские войны и т.п.)

Политика многих государств по отношению к своим гражданам: «Уровень жизни населения должен быть снижен так сильно, чтобы в последующем при любых обстоятельствах он мог только возрастать» (Приведите примеры из жизни России)

Обзор циклических концепций социально-исторического процесса (1927г.) //Социс, 1998, №12. Сорокин определяет, вычисляет на основе фактологического исторического анализа

Некоторые периодические циклы:

30-33-х летние: рождаемость, эпидемии, смертность, доминирующие литературные школы, правительственная политика

столетние циклы: великие социальные перевороты, войны, социально-политические движения (Ренессанс, Реформация)

пятисотлетние циклы роста и упадка некоторых культур и государств или целой эпохи в истории народа

Непериодические циклы и ритмы:

ритм увеличения и уменьшения государственного вмешательства

цикл подъема и падения интеллектуальных, политических и финансовых аристократий

ритм периодов процветания и бедности в жизни нации

ритм роста и сокращения экономической дифференциации и неравенства

цикл социальных институтов и организаций: возникновение, рост, расширение и усложнение, дезинтеграция.

(приведите конкретные примеры)

Также будет 1 контрольная работа (письменная, по 2 вопроса).

Лекция 1. Введение – 2 ч

1 Понятие о селекции. Взаимосвязь селекции с генетикой и другими науками

2 Основные этапы в истории развития селекции

3 Основные направления селекционной работы

4 Трудности и нерешенные проблемы современной селекции

Лекция 2. Учение о сорте и исходном материале в селекции растений (СУРС) – 2 ч

1 Понятие о сорте.

2 Эколого-географическая систематика культурных растений

3 Центры происхождения и формообразования культурных растений

4 Виды исходного материала и способы его получения

5 Сбор, поддержание и изучение коллекционного материала

Лекция 3. Создание исходного материала методом гибридизации – 2 ч

1 Понятие о гибридизации

2 Внутривидовая гибридизация:

2.1 Подбор родительских форм для скрещивания;

2.2 Типы скрещиваний

3 Отдаленная гибридизация

4 Способы получения жизнеспособных отдаленных гибридов

1 Понятие о гетерозисе и его значение

2 Получение самоопыленных линий

3 Создание линий с ЦМС и линий-восстановителей фертильности

4 Выделение гибридных растений по маркерному признаку

5 Оценка на общую и специфическую комбинационную способность

Лекция 5. Использование мутагенеза и полиплоидии в селекции растений - 2 ч

1 Мутационная изменчивость и ее значение для селекции

2 Искусственный мутагенез и методы получения мутантных форм

3 Полиплоидия: типы полиплоидов и методы их получения

4 Использование в селекции анеуплоидов

5 Гаплоидия и ее значение в селекции


Сейчас читают про: