Вопросы к лекциям за осенний семестр I курса – 2008 год

Лекция 10. Селекция культурных растений в Беларуси (СУРС)- 2 ч

Лекция 8. Оценка селекционного материала – 2 ч

Генетическая инженерия растений (СУРС) – 3 ч

Лекция 6. Использование биотехнологии в селекции растений – 6 часа

6.1. Методы использования биотехнологии в селекции растений – 3 ч

1 Культура клеток и тканей высших растений

2 Основные методы использования биотехнологии в селекции растений:

2.1 Вспомогательные для селекции технологии;

2.2 Методы получения новых форм и сортов растений

1 Технология рекомбинантных ДНК

2 Получение трансгенных растений: основные проекты, успехи, проблемы

3 Вопросы биобезопасности генетически модифицированных растений

Лекция 7. Гаметная и зиготная селекция растений – 2 ч

1 Селективная элиминация рекомбинантов

2 Пыльцевая селекция

1 Классификация методов оценки

2 Оценка по отдельным признакам

3 Международная система оценок по ПРОУ (UPOV)

Лекция 9. Методы отбора -2 ч

1 Теоретические основы отбора

2 Массовый отбор

3 Реккурентный отбор

4 Индивидуальный отбор

1 Частная селекция картофеля (2 студента)

2 Частная селекция зернобобовых (ячмень, рожь, тритикале, рапс, люпин (в том числе для декоративных целей)) (7студентов)

3 Частная селекция льна (2 студента)

4 Частная селекция овощных культур и корнеплодов (томат, сахарная свекла, лук, и др.) 3 студента)

5 Частная селекция плодовых, ягодных и орехоплодных культур (яблоня, …) (3 студента)

Лекция 1. Введение в анатомию человека. (Сапин М. Р.)

  1. Почему анатомию относят к фундаментальным наукам?
  2. Для чего анатомия нужна клиническим дисциплинам?
  3. Что изучает анатомия человека?
  4. Почему анатомия одновременно и аналитическая и синтетическая наука?
  5. Какие основные периоды выделяют в анатомии человека?
  6. Для чего нужно изучать индивидуальную изменчивость человека?
  7. Чем определяются индивидуальные анатомические особенности человека?
  8. Основные методы изучения человека.
  9. Что такое орган? Назовите 1 – 2 органа и ткань, которая в каждом из них является основной.
  10. Система органов. Определение. Аппарат органов.

Лекция 2. Общая анатомия скелета. (Чава С. В.)

  1. Отличительные особенности костей.
  2. Функции костей скелета.
  3. От каких факторов зависит форма костей?
  4. Чем объясняются механические свойства костей?
  5. Направления ориентирования коллагеновых волокон в пластинках остеона.
  6. Расположение промежуточных пластинок в кости.
  7. Почему кости дают тень при рентгене?
  8. Какие свойства приобретает кость при потере органических и неорганических веществ?
  9. Анатомические образования, называемые скелетом.

Лекция 3. Кости верхней и нижней конечности. Особенности строения и функции. (Литвиненко Л. М.)

  1. Назовите морфологические и функциональные особенности костей плечевого пояса.
  2. Функциональное значение ключицы, клиническое значение.
  3. Назовите признаки, характерные для таза человека, их функциональное значение.
  4. Какие признаки бедренной кости, костей голени характерны для прямохождения.
  5. Объясните и покажите, как произошла ротация первичных конечностей, превратившая их в руку и ногу. Назовите и покажите сгибательные и разгибательные поверхности верхней и нижней конечности.
  6. Назовите функциональные зоны стопы.
  7. Почему опорная стопа является важнейшим этапом в развитии человека.
  8. Назовите существенные признаки кисти человека, отличающие ее от кисти приматов.
  9. Назовите гомологи скелета передних и задних конечностей наземных животных и конечностей человека.

Лекция 4. Начальные стадии развития человека. (Литвиненко Л. М.)

  1. Назовите 4 периода онтогенеза человека, 2 периода внутриутробного развития и 5 стадий развития зародыша.
  2. Что такое дифференцировка, тотипотентность, рестрикция и детерминация?
  3. Что такое морфогенез?
  4. В какие сроки у эмбриона появляется 2, затем 3 зародышевых листка? Как называются пузырьки, между которыми они залегают?
  5. Какие части выделяют у сегментированной мезодермы? Что из этих частей образуется?
  6. Какие части выделяют у несегментированной мезодермы? Что из этих частей образуется?
  7. Какие органы развиваются из наружного зародышевого листка?
  8. Какие сосуды входят в состав пупочного канатика?

Лекция 5. Развитие черепа в онтогенезе. (Мирошкин Д. В.)

  1. Какие стадии окостенения проходят кости основания черепа и кости свода черепа?
  2. Какой отдел черепа во внутриутробном периоде растет наиболее быстро и почему?
  3. Сколько периодов быстрого роста черепа выделяют после рождения, и в каком возрасте эти периоды наблюдаются?
  4. Какая часть основания черепа (передняя или задняя) растет быстрее в детском возрасте?
  5. В каком возрасте заканчивается рост черепа в ширину и в длину?
  6. Чем отличается мужской череп от женского? Причины таких отличий.
  7. Причины ассиметрии черепа.
  8. В каком возрасте начинается облитерация швов черева?

Лекция 6. Анатомия и топография основания черепа. (Никифорова Е. Е.)

  1. Укажите границу между сводом и основанием черепа.
  2. Какие кости образуют основание черепа?
  3. Какие черепные ямки различают на внутренней поверхности основания черепа. Назовите границы между ними.
  4. Какие отверстия видны на наружной поверхности основания черепа. Их назначение.
  5. Какие отверстия видны на внутренней поверхности основания черепа? Их назначение.
  6. Какими костями образована крыловидно-нёбная ямка? Какими полостями черепа она сообщается и через какие отверстия?

Лекция 7. Общие вопросы медицинской антропологии. (Швецов Э. В.)

  1. Научные направления, выделяемые в антропологии.
  2. Вопросы, которые изучает антропологическая морфология. В чем отличия антропологической морфологии и анатомии?
  3. Назовите проблемы, общие для антропологии и медицины.
  4. Что такое антропометрия и антропоскопия? Методы, применяемые в антропологии.
  5. Вопросы, которые изучает антропогенез.
  6. Что такое антропометрические точки? Приведите примеры.
  7. Что такое «норма» в морфологии и как она определяется?
  8. Назовите основные закономерности акселерации.
  9. Назовите типы конституции и соответствующие им типы телосложения.
  10. Структуры рельефа кожи, свойства волос, глаз, строение черепа, мозга, которые учитывает антропология в своих исследованиях.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: