Если есть вопросы звоните или пишите по электронной почте.
Плана. Студенты должны сами выбрать. Только не нужно брать тарифный разряд, т.к. это дискретные (целые) числа и у них малая вариация.
Литература
1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.. 1988.
2. Лисина Ш.И. Проблемы онтогенеза общения. - VI., 1986.
3. Мухина B.C. Близнецы. - М.
4. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г.Григорьевой. -М, 1998.
5. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект / Под ред.
Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко. - VI., 1987.
6. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Закоровеца,
А.П.Усовой. -М, 1966.
7. Смирнова О.Н. Психология ребенка. - VI, 1997.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - VI., 1995.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - VI, 1978.
Для построения структурной и аналитической группировки необходимо знать количество групп и интервалы группировки. Эти вопросы следует решать исходя из поставленной цели исследования, значения изучаемого признака и других обстоятельств.
|
|
Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости (вариации) группировочного признака. Чем больше вариация признака, тем больше можно образовать групп. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными и возможно пустыми.
Число групп должно быть оптимальным и учитывать особенности изучаемого признака. В каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности. Однако в отдельных случаях представляет интерес и малочисленные группы, например, новое, инновационное. Задача статистики – выделить эти факты, изучить их.
Оптимальное количество групп означает:
1) обеспечение достаточной наполненности единиц во всех группах, что отвечает требованиям закона больших чисел;
2) образование существенных различий между группами.
Методы определения количества групп (n):
1) по формуле американского ученого Стерджеса n = 1 + 3,322… lg N
2) на основе графического описания.
В экономических исследованиях n обычно задается 3-4-5 групп, как: ниже среднего, средние, выше среднего, или мелкие, средние, крупные, наикрупнейшие.
Интервал – количественное значение, отделяющее одну группу от другой, т.е. интервал очерчивает границы групп.
Виды интервалов:
1. равные – одинаковое количественное значение >
2. неравные – разное количественное значение.
3. специализированные – для выявления качественных различий групп, обычно в типологической группировке.
|
|
4. открытые
5. закрытые
Пример специализированных интервалов:
0 – 15 – дорабочий возраст
16 – 18 – полурабочий возраст
ж 19 – 58, м 19 – 63 – рабочий возраст
ж 58 – 69, м 63 – 69 – полурабочий возраст
70 > 63 > - нетрудоспособный возраст
Границы группировки должны быть четко обозначены, чтобы крайние единицы не могли относится в две соседние группы.
I вариант До 10 открытый 12,1 – 14,0 интервальные 14,1 – 16,0 закрытые 16,1 и выше открытые | II вариант
8 – 10 10,1 – 12,0 12,1 – 14,0 закрытые 14,1 – 16,0 16,1 – 18,0 |
Правила построения группировки
1. Избирается группировочный признак – основание группировки.
2. Составляется разработочная таблица, в которой ранжируются, упорядочиваются единицы от меньшего к большему значению.
3. Определяется величина интервала.
4. По величине интервала отсекаются группы единиц в разработанной таблице.
5. По каждой группе единиц и признакам подсчитываются итоги и средние.
6. Составляются групповая таблица, в которую записываются данные о числе единиц в группах, и средние значения признаков по группам и в целом по совокупности.
Рассмотрим пример построения аналитической группировки по данным следующего примера.
таблица 1
Основные характеристики фирм
Номер фирмы | Средняя стоимость основного капитала, тыс.тг | Выпуск продукции, тыс.тг |
10,6 | 8,0 | |
7,4 | 4,3 | |
5,6 | 4,9 | |
12,6 | 11,6 | |
3,1 | 3,5 | |
10,7 | 8,4 | |
5,0 | 4,3 | |
7,7 | 6,6 | |
12,8 | 11,9 | |
1,9 | 2,1 |
Таблица 2
Разработочная таблица распределения фирм по стоимости основного капитала
Номер фирмы | Ранжированный номер | Средняя стоимость основного капитала, млн.тг | Выпуск продукции, млн.тг |
1,9 5/2=2,5 3,1 | 2,1 5/2=2,8 3,5 | ||
5,0 1 0,6/2=5,3 5,6 | 4,3 9,2/2=4,6 4,9 | ||
7,4 15,1/2=7,6 7,7 | 4,3 1 0,2/2=5,5 6,6 | ||
10,7 46,7/4=11,7 12,6 12,8 | 8,4 39,9/4=40 11,6 11,9 | ||
итого | Х | 77,4/10=7,7 | 70,3/10=7,03 |
Находим нижнюю и верхнюю границы групп
официальная запись
1 вариант 2 вариант
I.1.9+2.7=4.6 1.9-4.6 до 4.6 – открытый интервал
II.4.6+2.7=7.3 4.6-7.3 4.6-7.3 закрытый интервал
III.7.3+2.7=10.0 7.3-10.0 7.3-10.0 закрытый интервал
IV10.0+2.7=12.7 10.0-12.7 свыше 10.0 – открытый интервал
4. По каждой группе и всем признакам рассчитываем средние.
5. Все средние и число групп заносим в групповую таблицу. Результаты нашего примера представим в таблице 3.
таблица 3
Группировка фирм по стоимости основного капитала
Группы фирм по стоимости основного капитала, млн.тг | Число фирм | Среднегодовая стоимость основного капитала, млн.тг | Выпуск продукции в среднем, млн.тг |
до 4.6 4.6-7.3 7.3-10.0 10.0- и выше Итого в среднем | 2.5 5.3 7.6 11.7 7.7 | 2.8 4.6 5.5 7.0 |
Статистические ряды распределения – особый вид группировок – это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по 1 варьирующему признаку (количественному или атрибутивному). Ряд распределения характеризует состав (структуру) изучаемого явления.
Ряд распределения по атрибутивному признаку называются атрибутивным, по количественному – вариационным.
Элементы вариационного ряда распределения:
1. варианты (х1, х2, … xn) – отдельные значения признака у разных единиц.
2. частота - число повторений.
3. частость
В свою очередь, ряды распределения в засисимости от характера вариации делятся на дискретные (целочисленные) и интервальные (в промежутке).
Для большей наглядности вариационные ряды изображаются графически в виде:
а) полигона
б) гистограммы
Кумулятивные ряды распределения строятся по накопленным частотам. Представим ряд распределения и графики по дпанм нашей аналитической группировки.
таблица 3
Распределение фирм по стоимости основного капитала
Группы фирм по стоимости основного капитала, млн.тг | Число фирм | Удельный вес фирм, % |
до 4.6 4.6-7.3 7.3-10.0 10.0- и выше Итого |
Графики: Полигон, Огива, гистограмма, секторная диаграмма
|
|
Рис 4. Распределение фирм по стоимости основного капитала
Рис 5. Кумулятивное распределение фирм по стоимости основного капитала
Рис.6. Структура фирм по стоимости основного капитала