Правила построения группировки по количественным признакам

Если есть вопросы звоните или пишите по электронной почте.

Плана. Студенты должны сами выбрать. Только не нужно брать тарифный разряд, т.к. это дискретные (целые) числа и у них малая вариация.

Литература

1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.. 1988.

2. Лисина Ш.И. Проблемы онтогенеза общения. - VI., 1986.

3. Мухина B.C. Близнецы. - М.

4. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г.Григорьевой. -М, 1998.

5. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект / Под ред.
Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко. - VI., 1987.

6. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Закоровеца,
А.П.Усовой. -М, 1966.

7. Смирнова О.Н. Психология ребенка. - VI, 1997.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - VI., 1995.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - VI, 1978.

Для построения структурной и аналитической группировки необходимо знать количество групп и интервалы группировки. Эти вопросы следует решать исходя из поставленной цели исследования, значения изучаемого признака и других обстоятельств.

Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости (вариации) группировочного признака. Чем больше вариация признака, тем больше можно образовать групп. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными и возможно пустыми.

Число групп должно быть оптимальным и учитывать особенности изучаемого признака. В каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности. Однако в отдельных случаях представляет интерес и малочисленные группы, например, новое, инновационное. Задача статистики – выделить эти факты, изучить их.

Оптимальное количество групп означает:

1) обеспечение достаточной наполненности единиц во всех группах, что отвечает требованиям закона больших чисел;

2) образование существенных различий между группами.

Методы определения количества групп (n):

1) по формуле американского ученого Стерджеса n = 1 + 3,322… lg N

2) на основе графического описания.

В экономических исследованиях n обычно задается 3-4-5 групп, как: ниже среднего, средние, выше среднего, или мелкие, средние, крупные, наикрупнейшие.

Интервал – количественное значение, отделяющее одну группу от другой, т.е. интервал очерчивает границы групп.

Виды интервалов:

1. равные – одинаковое количественное значение >

2. неравные – разное количественное значение.

3. специализированные – для выявления качественных различий групп, обычно в типологической группировке.

4. открытые

5. закрытые

Пример специализированных интервалов:

0 – 15 – дорабочий возраст

16 – 18 – полурабочий возраст

ж 19 – 58, м 19 – 63 – рабочий возраст

ж 58 – 69, м 63 – 69 – полурабочий возраст

70 > 63 > - нетрудоспособный возраст

Границы группировки должны быть четко обозначены, чтобы крайние единицы не могли относится в две соседние группы.

I вариант До 10 открытый 12,1 – 14,0 интервальные 14,1 – 16,0 закрытые 16,1 и выше открытые II вариант
 
 


8 – 10

10,1 – 12,0

12,1 – 14,0 закрытые

14,1 – 16,0

16,1 – 18,0

Правила построения группировки

1. Избирается группировочный признак – основание группировки.

2. Составляется разработочная таблица, в которой ранжируются, упорядочиваются единицы от меньшего к большему значению.

3. Определяется величина интервала.

4. По величине интервала отсекаются группы единиц в разработанной таблице.

5. По каждой группе единиц и признакам подсчитываются итоги и средние.

6. Составляются групповая таблица, в которую записываются данные о числе единиц в группах, и средние значения признаков по группам и в целом по совокупности.

Рассмотрим пример построения аналитической группировки по данным следующего примера.

таблица 1

Основные характеристики фирм

  Номер фирмы Средняя стоимость основного капитала, тыс.тг Выпуск продукции, тыс.тг
  10,6 8,0
  7,4 4,3
  5,6 4,9
  12,6 11,6
  3,1 3,5
  10,7 8,4
  5,0 4,3
  7,7 6,6
  12,8 11,9
  1,9 2,1

Таблица 2
Разработочная таблица распределения фирм по стоимости основного капитала

Номер фирмы Ранжированный номер Средняя стоимость основного капитала, млн.тг Выпуск продукции, млн.тг
       
    1,9 5/2=2,5 3,1 2,1 5/2=2,8 3,5
    5,0 1 0,6/2=5,3 5,6 4,3 9,2/2=4,6 4,9
    7,4 15,1/2=7,6 7,7 4,3 1 0,2/2=5,5 6,6
    10,7 46,7/4=11,7 12,6 12,8 8,4 39,9/4=40 11,6 11,9
итого Х 77,4/10=7,7 70,3/10=7,03

Находим нижнюю и верхнюю границы групп

официальная запись

1 вариант 2 вариант

I.1.9+2.7=4.6 1.9-4.6 до 4.6 – открытый интервал

II.4.6+2.7=7.3 4.6-7.3 4.6-7.3 закрытый интервал

III.7.3+2.7=10.0 7.3-10.0 7.3-10.0 закрытый интервал

IV10.0+2.7=12.7 10.0-12.7 свыше 10.0 – открытый интервал

4. По каждой группе и всем признакам рассчитываем средние.

5. Все средние и число групп заносим в групповую таблицу. Результаты нашего примера представим в таблице 3.

таблица 3
Группировка фирм по стоимости основного капитала

Группы фирм по стоимости основного капитала, млн.тг Число фирм Среднегодовая стоимость основного капитала, млн.тг Выпуск продукции в среднем, млн.тг
       
до 4.6 4.6-7.3 7.3-10.0 10.0- и выше Итого в среднем   2.5 5.3 7.6 11.7 7.7 2.8 4.6 5.5 7.0

Статистические ряды распределения – особый вид группировок – это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по 1 варьирующему признаку (количественному или атрибутивному). Ряд распределения характеризует состав (структуру) изучаемого явления.

Ряд распределения по атрибутивному признаку называются атрибутивным, по количественному – вариационным.

Элементы вариационного ряда распределения:

1. варианты (х1, х2, … xn) – отдельные значения признака у разных единиц.

2. частота - число повторений.

3. частость

В свою очередь, ряды распределения в засисимости от характера вариации делятся на дискретные (целочисленные) и интервальные (в промежутке).

Для большей наглядности вариационные ряды изображаются графически в виде:

а) полигона

б) гистограммы

Кумулятивные ряды распределения строятся по накопленным частотам. Представим ряд распределения и графики по дпанм нашей аналитической группировки.

таблица 3
Распределение фирм по стоимости основного капитала

Группы фирм по стоимости основного капитала, млн.тг Число фирм Удельный вес фирм, %
     
до 4.6 4.6-7.3 7.3-10.0 10.0- и выше Итого    

Графики: Полигон, Огива, гистограмма, секторная диаграмма

Рис 4. Распределение фирм по стоимости основного капитала

Рис 5. Кумулятивное распределение фирм по стоимости основного капитала

Рис.6. Структура фирм по стоимости основного капитала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: