double arrow

Состав и требования предъявляемые к группировке сил и средств


СИТУАЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Учебные вопросы:

1. Состав и требования, предъявляемые к группировке сил и средств.

2. Порядок построения группировки сил и средств ГО.

3. Передвижение и расположение на месте сил и средств ГСЧС и ГО. Требования к районам размещения.

4. Организация взаимодействия сил ГСЧС и ГО.

Литература:

1. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1987.

3. Гражданская оборона. - М.: Военное издательство, 1986.

4. Гражданская оборона области: Учебное пособие / Под ред. Рудакова А.П. - М.: Военное издательство, 1985.

Группировка сил ГО - это сведенные в определенную систему и расположенные соответствующим образом различные подразделения по ЧС, невоенизированные формирования ГО, предназначенные для выполнения задач по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действии или вследствие их.

В состав сил гражданской обороны входят:

- подразделения по чрезвычайным ситуациям;




- невоенизированные формирования гражданской обороны;

- силы и средства сети наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды.

Для выполнения отдельных задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, а также аварийно-спасательные службы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Расчет потребных сил и определение состава группировки сил ГО проводится по двум вариантам возможной обстановки - в ходе войны с применением обычного, в том числе высокоточного оружия и в ходе войны с ограниченным применением ядерного оружия.

Формирования ГО одновременно являются значительной частью сил территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, правовые и организационные основы которой, а также принципы функционирования определены Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно статье 9, этого Закона, к основным принципам защиты населения и территории от ЧС относятся:

- заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;

- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;



- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Общими принципам создания группировки сил ГО являются: заблаговременность; необходимая достаточность - при максимальном использовании имеющихся сил и средств; соответствие организационной структуры сил выполняемым задачам и их рациональное размещение; взаимодействие комплексного использования всех видов сил и средств при выполнении возложенных задач; готовность сил к действиям в разномасштабных вооруженных конфликтах и войнах, а также во всех возможных стратегических районах; всестороннее обеспечение действий сил ГО; создание необходимых резервов сил и средств, обеспечение высокой мобильности сил резерва.

Принцип заблаговременности(упреждающей обороны) предусматривает создание еще в мирное время условий для необходимого наращивания сил и средств ГО (создание новых формирований, доукомплектование и дооснащение существующих) за счет мобилизационного развертывания специальных формирований МЧС и подразделений отдельных служб ГО, а также для максимально возможного сохранения при мобилизации имеющихся сил постоянной готовности республиканского и других уровней ГСЧС, территориальных и объектовых специальных (невоенизированных) формирований ГО за счет бронирования в установленном порядке отдельных категорий специалистов и заблаговременного вовлечения в соответствующие формирования граждан, не имеющих мобилизационных предписаний.



Анализ возможных сценариев начала военных действий показывает, что угрожаемый период в условиях ведения боевых действий с применением обычных средств поражения будет достаточным, чтобы при имеющейся в государстве базе произвести предусмотренное действующими планами мобилизационное развертывание специальных формирований МЧС, а также обеспечить требуемое переформирование отдельных отрядов и команд специальных (невоенизированных) формирований в связи с уходом из них граждан, подлежащих призыву на военную службу и мобилизация определенной части специальной техники для нужд Вооруженных Сил.

Принцип достаточностипредполагает создание такой группировки сил ГО, которая могла бы способна справиться с выполнением возложенных задач в условиях различных (по масштабам, по применяемым средствам поражения и по напряженности) вооруженных конфликтов и войн. При этом понятие «достаточность» включает в себя не только количественный, но и качественный состав сил (по их оснащенности современными техническими средствами, укомплектованности и подготовленности личного состава соответствующих подразделений и формирований и т.д.).

Необходимость при создании группировки сил ГО соблюдения принципа «соответствия оргструктуры сил ГО выполняемым задачам» и принципа «взаимодействия и комплексного использования всех видов сил ГО»диктуется комплексным характером АСДНР, подлежащих проведению в очагах поражения при применении возможным противником современного оружия, вероятность одновременного возникновения очагов поражения на нескольких объектах (в том числе за счет воздействия вторичных факторов), образования опасных зон, охватывающих большие площади населенных пунктов и прилегающих к ним территорий.

Этот принцип также предполагает дифференцированный подход к составу и численности группировки сил ГО в зависимости от военно-стратегических и других особенностей каждой области Республики Беларусь и региона.

Принцип готовности группировки сил ГО к действиям при разномасштабных военных конфликтах и войнах(или принцип «универсальной», «всесторонней» готовности) обосновывается объективной оценкой и прогнозами возможного характера и сценариев развития военных конфликтов, перерастания их в крупномасштабную войну.

Соблюдение данного принципа (и одновременно принципа достаточности) должно выражаться в создании такой группировки сил ГО, которая была бы способна обеспечить в каждом регионе государства выполнение задач по защите населения и территорий не только при использовании противником обычного (в том числе высокоточного) оружия, но и в случае ограниченного применения ядерного оружия и других современных средств массового поражения.

Под обеспечением действий сил ГОпонимается комплекс мероприятий, проводимых в интересах успешного выполнения задач силами ГО.

К основным видам обеспечения относят: разведку, транспортное, дорожное, материальное и гидрометеорологическое. Кроме того, выполнение задач ГО обеспечивается также медицинскими, инженерно-техническими, противорадиационными, противохимическими и противопожарными мероприятиями.

Исходя из принципа всестороннего обеспечения действий сил ГО,необходимо при определении потребности сил и средств ГО для выполнения, возложенных на них задач и создании группировки сил предусматривать наличие в их составе (привлечение) соответствующих сил и средств обеспечения действий.

Резерв сил и средств,находящихся в непосредственном подчинении руководства ГО Республики Беларусь, других руководителей необходим для оказания помощи территориям при недостаточности имеющихся в их распоряжении сил и средств, а также для решения внезапно возникающих задач (при поражении крупных радиационно- и химически опасных объектов, возникновения других особо крупных чрезвычайных ситуаций военного характера).

В свою очередь в области должен быть создан резерв сил и средств начальника ГО данной области для оказания помощи нуждающимся в ней местным исполнительным и распорядительным органам.

Силы и средства резерва должны быть, по возможности, рассредоточены, располагаться вне зоны вероятного воздействия противника и обладать высокой мобильностью для обеспечения оперативной переброски их в район оказания помощи (включая оснащение эффективными, транспортабельными техническими средствами).

Группировка сил ГО должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

- возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач в самых сложных условиях обстановки, своевременное выдвижение сил к месту проведения спасательных работ;

- быстрое развертывание спасательных работ, непрерывное их ведение, сосредоточение основных усилий в интересах решения главных задач;

- возможность одновременного выполнения работ с максимальным использованием всех сил и средств в очагах поражения для спасения пораженных в кратчайшие сроки;

- наращивание усилий за счет последующих смен, эшелонов и резервов, возможность осуществления маневра силами и средствами в ходе работ;

- защиту личного состава сил ГО.

Группировка сил ГО создается: для объектов “Особой важности (ОВ)” и железнодорожных узлов 1 категории расположенных вне категорированных городов (КГ); для городских районов; для КГ без районного деления; для КГ с районным делением; для областей.

Для создания группировок сил используются:

- на объекте экономики - формирования объекта, а также территориальные формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника ГО для выполнения задач на объекте;

- в районе - группировки сил объектов, территориальные формирования района, а также подразделения МЧС и части Вооруженных сил, ведомственные специальные формирования и подразделения, формирования близлежащих районов (сельских) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника ГО для выполнения задач на территории района;

- в городе без районного деления - группировки сил объектов, территориальные формирования области, подразделения МЧС, подразделения и части военного гарнизона, а также другие силы, выделяемые по планам взаимодействия;

- в городе с районным делением - группировки сил городских района и резервы города;

- в области - группировки сил областей и резервы республики.

В состав группировки могут включаться все формирования за исключением: формирования занятые жизнеобеспечением городов, районов; формирования по обслуживанию убежищ и укрытий; 50% формирований объектов экономики продолжающих работу в городе в военное время; формирования выделяемые для оказания помощи соседям; формирования службы защиты животных и растений.







Сейчас читают про: