double arrow

Группировочный признак

Каждая единица совокупности обладает рядом признаков, ко­торые изучаются посредством проведения группировок.

В области экономических явлений выбор группировочных при­знаков в каждом конкретном случае должен быть обоснован эконо­мической теорией. Только на основе теоретического анализа, вскры­вающего сущность и закономерности развития экономического яв­ления, могут быть установлены те существенные признаки, которые должны быть положены в основу статистической группировки.

Выбор группировочного признака зависит от характера изу­чаемых явлений и целей группировки. Признак, который служит основанием для распределения явлений по группам, называется группировочным признаком. Важнейший вопрос группировки — оптимальный выбор группировочного признака. Признак должен быть существенным, а не второстепенным или малозначительным.

При выборе группировочных признаков необходимо также сообразовываться и с тем, что одни и те же признаки могут иметь раз­личные значения в зависимости от конкретных условий, места и времени. Поэтому с изменением в развитии изучаемого явления ви­доизменяются приемы группировки, берутся другие группировочные признаки.

Объем розничного товарооборота является важнейшим показателем коммерческой деятельности тортового предприятия. Поэтому группировка коммерческих торговых предприятий (фирм, компаний и т.д.) по размеру розничного товарооборота является не­обходимой при оценке торговой деятельности.

Группировочные признаки условно различаются на качест­венные и количественные. Группировочный признак называют количественным, если он выражается числом. Примером груп­пировок по количественным признакам может служить группировка: торговых работников по стажу работы, по возрасту, группировка; предприятий массового (общественного) питания по товарообороту, по числу мест, а торговых предприятий — по размеру площади торгового зала, численности торговых работников и т.п.

Группировочный признак может иметь качественное выражение: группировка работников по полу, образованию; группировка розничного товарооборота по территориальному признаку, торговой сети по характеру товарного ассортимента и т.д. Все это группиров­ки по качественным признакам.

При группировке по количественному признаку необходимо решить вопрос и о количестве групп, на которые будет разделена вся изучаемая совокупность. Число групп зависит от целей и задач исследования, от колеблемости признака: чем больше колеблемость признака, тем больше должно быть выделено групп, и наоборот.

При отборе группировочных признаков обычно пользуются следующими положениями:

¨ в качестве основания группировки необходимо брать типич­ные, существенные признаки изучаемого явления в соответствии с целями проводимой статистической работы, к вопросу о выборе группировочных признаков нельзя подходить формально. Одни и те же признаки могут быть положены в основание группировки в од­них случаях и не годятся в других. Поэтому при выборе группировочных признаков должны быть приняты во внимание конкретные условия места и времени;

¨ при изучении сложных явлений группировку следует прово­дить не по одному, а по нескольким существенным, характерным признакам. Это дает возможность наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление.

Группировки по одному признаку называются простыми. Когда же для выявления групп берут два и более признака, т.е. группы, образованные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому, а полученные в результате этого под­группы подразделяются (каждая в отдельности) еще на под­группы и т.д., то такие группировки называются комбинацион­ными. Такова, например, группировка численности аспирантов в Российской Федерации (табл. 3.1).

Из этой таблицы видно распределение аспирантов не только по формам обучения (с отрывом и без отрыва от производства), но и по месту подготовки. Данные позволяют сделать вывод о том, что большая часть аспирантов обучается с отрывом от производства в высших учебных заведениях.

По сравнению с простыми комбинационные группировки об­ладают дополнительными аналитическими свойствами. Они помо­гают выявить такие различия в связи между исследуемыми призна­ками, которые нельзя обнаружить при простой группировке. Комбинационные группировки имеют особенно важное значение при изучении сложных явлений и процессов, представляющих собой взаимодействие ряда элементов.

Таблица 3.1

Численность аспирантов в Российской Федерации, тыс. чел.

Показатели Годы
     
А      
Всего аспирантов (на конец года) 66,6 63,1 62,3
из них обучавшихся:      
с отрывом от производства 28,9 34,2 40,3
без отрыва от производства 37,7 28,9 22,3
В научных учреждениях 26,4 24,0 11,5
из них обучавшихся:      
с отрывом от производства 7,5 9,5 6,2
без отрыва от производства 18,9 14,5 5,3
В высших учебных заведениях 40,2 39,1 50,8
из них обучавшихся:      
с отрывом от производства 21,4 24,7 34,1
без отрыва от производства 18,8 14,4 26,7

Отбор группировочных признаков проходит следующие ста­дии: вначале определяется цель, познавательная задача предпола­гаемой группировки, затем определяется специфическое содержа­ние признаков, которые должны быть положены в основание груп­пировки, устанавливаются число групп и количественные границы признаков. Все эти вопросы решают, исходя из существа изучаемо­го явления. Определение числа групп и количественных границ признаков зависит от цели группировки и от того, с какими призна­ками приходится иметь дело. Совокупности, изучаемые статисти­кой, характеризуются многими свойствами и выражаются различ­ными признаками. Различают четыре вида группировочных призна­ков:

¨ атрибутивные;

¨ количественные;

¨ признаки пространства;

¨ признаки времени.

Атрибутивным называется признак, который характеризу­ет свойство, качество данного явления и не имеет количествен­ного выражения.

При группировке по атрибутивным (качественным) признакам статистическая совокупность распределяется на столько групп, сколько разновидностей имеет признак (по полу — на две группы, по национальному составу — на столько групп, сколько имеется национальностей, и т.д.).

Если атрибутивный признак имеет большое количество разно­видностей (профессии, наименование выпускаемой продукции, обо­рудования, товаров и т.д.), то для обоснованного объединения их в группы разрабатываются номенклатуры и классификации. Номенк­латура - это твердо установленный полный подробный перечень отдельных видов изучаемой совокупности. Например, но­менклатура перевозимых грузов, экспортируемых и импортируемых товаров, запасных частей, номенклатура болезней статистики здра­воохранения и т.д., содержащие тысячи и десятки тысяч наименова­ний. Достаточно сказать, что российский рынок непродовольствен­ных товаров насчитывает 450 тысяч наименований и 1,5 миллиона разновидностей. От номенклатуры отличают классификацию. Клас­сификация — это закрепленное, обычно твердо установленное распределение явлений и объектов на определенные классы, разряды, группы со сложной группировкой, предусматри­вающие общие и частные итоги. Например, классификация отрас­лей и производств в промышленности, оборудования, промышлен­ных основных фондов, посевных площадей, скота по видам, про­фессий и т.д.

В ряде стран города выделяются по признаку минимальной численности населения — населенные пункты, в которых прожива­ют не менее 2,5 тыс. человек (США), или иной численности. Такая количественная граница, принятая для классификации, называется в статистике цензом. В самом определении ценза немало условного, т.е. в конечном счете субъективного. Это особенно ярко можно про­иллюстрировать как раз цензом отнесения населенных пунктов к городам, который колеблется от нескольких сот до десятков тысяч. Но принятый ценз является вполне объективным не допускающим никаких разноречий признаком для отнесения в ту или иную кате­горию отдельных единичных объектов.

Следует особо подчеркнуть то, что в раде случаев классифика­ция, которая на первый взгляд представляется чисто качественной, в конечном счете оказывается основной на количественном признаке. Хорошим примером этому может служить классификация промыш­ленных компаний, предприятий, фирм и т.д. по отраслям. Казалось бы, различие здесь чисто качественное; одно дело, скажем, метал­лургическая компания, другое дело — фирма по производству кон­дитерских изделий. Конечно, металлургический завод не выпускает шоколадные конфеты, но металлургическая компания, кроме основ­ного производства, может вырабатывать и другую продукцию. Ста­тистика решает этот вопрос по количественному преобладанию продукции того или иного вида.

Распределенные в порядке классификации объекты, попавшие в одну классификационную категорию, могут подвергаться даль­нейшей классификации. Так, отрасли промышленности разбиваются, на подотрасли, последние — на предприятия и т.д.

Таким образом, классификация может состоять из нескольких ступеней. Под первой ступенью понимаются самые крупные клас­сификационные группы, их подгруппы образуют вторую ступень и т.д. В этом случае в классификации промышленности первой сту­пенью служит наименование отрасли, второй — наименование под­отрасли и т.д.

Номенклатуры и классификации разрабатываются органами статистики и их научно-исследовательскими учреждениями, утвер­ждаются и внедряются в практику органами государственной и международной статистики, становятся стандартными, общеприняты­ми и рассчитаны на применение в течение длительного периода времени.

Разновидностью атрибутивных признаков являются аль­тернативные, т.е. такие признаки, которыми одни единицы со­вокупности обладают, а другие — нет. Например, одни работники имеют высшее образование, а другие не имеют, одни переполняют норму выработки, а другие — нет и т.д.

Количественным называется признак, характеризующий размеры, величину изучаемой совокупности и дающий возмож­ность расчленить ее на группы по величине индивидуальных значений группировочного признака.

При группировке по количественным признакам изучаемую совокупность подразделяют по уровню, или величине, признака. Группировка является сравнительно несложной, когда признак варьирует в узких пределах и имеет ограниченное число значений. Так, например, при группировке семей по числу членов выделяются пять-шесть групп.

В типологической группировке число групп определяется, как правило, количеством выделяемых типов явлений. Так, например, группируя фирмы, входящие в холдинг по степени выполнения про­гнозируемого объема произведенной продукции, мы заранее опре­деляем необходимое число групп (фирмы, не достигшие объема прогнозных показателей; фирмы, достигшие объема прогнозных показателей; фирмы, перевыполнившие прогнозные показатели).

Важной задачей статистических группировок является опреде­ление структуры и структурных сдвигов в совокупности однород­ных единиц, расчленение однородной совокупности по величине варьирующего признака. Эта задача решается при помощи груп­пировок, которые характеризуют распределение единиц, одно­родной совокупности по величине варьирующего признака. Они называются структурными или вариационными и широко при­меняются в статистике. Пример вариации единиц однородной сово­купности приведен в табл. 3.2.

Данные табл. 3.2 свидетельствуют, что закономерность распре­деления проявляется в том, что 34% мальчиков и 44% девочек в возрасте 7-15 лет носят обувь 34, 35 и 36 размеров, 18% мальчи­ков — 39 и больших размеров. Исходя из этого планируют произ­водство обуви по размерам.

Таблица 3.2

Распределение детей в возрасте 7-15 лет по размерам носимой обуви, %

Размеры обуви Городское население Сельское население
мальчики девочки мальчики девочки
А        
Всего в возрасте        
7-15 лет        
в том числе с размером        
обуви: 27-30        
         
         
         
         
         
         
         
         
39 и более        

Известно, что все явления находятся в определенной связи и взаимосвязи. Поэтому важной задачей статистических груп­пировок является выявление и изучение связи и взаимообу­словленности между явлениями. Эти связи могут быть установ­лены при помощи аналитических группировок на основании взаимосвязанных признаков: факторных и результативных.

Факторные признаки обуславливают изменения явлений, а результативные изменяются под влиянием факторных. Например, повышение квалификации рабочих (факторный признак) приводит к росту производительности труда (результативный признак). Приме­ром аналитической группировки могут служить данные табл. 3.3.

Данные табл. 3.3 показывают, что увеличение количества вне­сенных удобрений (факторный признак) приводит при прочих рав­ных условиях к повышению урожайности (результативный при­знак).

Таблица 3.3

Зависимость урожайности зерновых культур от количества

внесенных удобрений по фермерским хозяйствам

Краснодарского края в 1999 году

Количество внесенных удоб­рений, в процентах от нормы Число фермерских хозяйств Средняя урожайность по группе, ц/га
А    
До 30   20,2
30—50   27,6
50—80   32,4
80—100   37,3
Всего   33,0

Большое значение в статистическом анализе имеют группиров­ки по признаку пространства и времени. Признак пространства — это адресный признак (адрес предприятия, фирмы, компании, фермерского хозяйства и т.д.). Группировка по признаку про­странства применяется для изучения пространственных (географи­ческих) закономерностей. При изучении изменений явлений во вре­мени группируют по признаку времени. Признак времени позволяет установить хронологию событий (даты, годы, сезон и т.д.).

Признаки также бывают первичные и вторичные, Первичные признаки характеризуют абсолютные размеры изучаемых яв­лений (численность сотрудников компании, стоимость основных фондов, издержки производства, издержки обращения, издержки потребления, объем выпущенной продукции и т.д.), вторичные яв­ляются производными от первичных и показывают структуру группируемых явлений (фондовооруженность, производитель­ность труда, себестоимость единицы продукции и т.д.). Для группи­ровок большое значение имеют вторичные признаки, так как они позволяют уловить различия в типах группируемых явлений.

С внедрением автоматизации большую роль в технике сбора, обработки и передачи статистических данных стали играть так на­зываемые классификаторы. Классификаторы - это списки объектов, в которых каждому объекту соответствует определенный номер (код). Сочетая составление с классификацией, стараются ко­довый номер составлять так, чтобы он облегчал автоматическое по­лучение итогов по классификационным рубрикам. Для этого первая или, если надо, первые две или три цифры кода фиксируют принад­лежность к объекту в той или иной рубрике первой ступени класси­фикации, следующие цифры — его принадлежность к позиции дальнейших ступеней.

Рассмотрим классификацию и ее применение для различных уровней бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и без­возмездные перечисления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источ­ников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и использу­ется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также составлении консолидированных9 бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи, подстатьи.

Например, доходы бюджетов Российской Федерации подразде­ляются на следующие группы:

Код Наименование групп
  Налоговые доходы
  Неналоговые доходы
  Безвозмездные перечисления
  Доходы целевых бюджетных фондов
  Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» в свою очередь подразделяется на подгруппы:

Код Наименование подгрупп
  От нерезидентов
  От бюджетов других уровней
  От государственных небюджетных фондов
  От государственных организаций
  От наднациональных организаций
  Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды

9Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразде­ляется на статьи:

Код Наименование статей
  Дотации
  Субвенции
  Средства, получаемые взаимным расчетом, в том числе ком­пенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти
  Трансферты
  Прочие безвозмездные поступления

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: