Организационная культура
Вопросы для проверки усвоения темы
1. Преобразование или изменение, которое приближает организацию к стандартным, или нормальным, условиям работы проводится посредством:
а) организационного проектирования
б) организационной рационализации
2. Основными методами организационного проектирования являются:
а) дедукция и индукция
б) анализ и дедукция
в) индукция и синтез
г) дедукция и редукция
3. Разработка новых систем или выработка предложений по изменению существующих на основе новых концептуальных принципов осуществляется в рамках:
а) организационной рационализации
б) организационного проектирования
4. Верно ли утверждение, что процесс совершенствования организационной систем начинается с разработки концепции ее построения
а) да
б) нет
5. Суть какого из методов организационной рационализации состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками
|
|
а) метода структуризации целей
б) метода аналогий
в) метода организационного моделирования
6. Консалтинговые фирмы чаще привлекаются для проведения работ в рамках:
а) организационного проектирования
б) организационной рационализации
Изучаемые вопросы:
1. Сущность организационной культуры.
2. Типы организационной культуры.
3. Методы формирования и поддержания организационной культуры.
Литература: 6, глава 20; 8, глава 9; 10, глава 13; 11, глава 8; 12, глава 9.
Слово культура имеет множество значений и сопутствующих смыслов. Основные концепции, ассоциируемые с культурой, таковы:
1. Наблюдаемые поведенческие стереотипы при взаимодействии людей: язык, используемый ими, обычаи и традиции, которых они придерживаются, ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.
2. Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится группа, такие как качество продукции или лидерство в ценах.
3. Формальная философия: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются действия группы по отношению к акционерам, клиентам и посредникам.
4. Правила игры: правила поведения при работе в организации; ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; заведенный порядок;
5. Климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами;
6. Базовые метафоры, или интеграционные символы: идеи, чувства и образы, выработанные группой для самоопределения, которые не всегда оцениваются на сознательном уровне, но находят воплощения в зданиях, офисной структуре и других материальных аспектах группы.
|
|
Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связностью норм и ценностей, принятых в организации.
Содержание организационной культуры реализуется в следующих характеристиках:
· понимание человеком своего места в организации;
· принимаемый язык общения;
· взаимоотношения между людьми;
· сохранение разделяемых организационных ценностей;
· внутренняя вера в принятые в организации идеалы;
· внешний вид работника и представление себя на работе.
На рисунке 12отражены основные уровни организационной культура организации,
Артефакты | Видимые организационные процессы и структуры (дешифровка затруднительна) |
Провозглашаемые ценности | Стратегия, цели, философии (провозглашаемые обоснования) |
Базовые представления | Подсознательные, представляющиеся чем-то самоочевидным убеждениям, особенности восприятия, мысли и чувства (первичный источник поступков и ценностей) |
Рисунок 12— Уровни культуры