double arrow

Вопрос 2.. Существует несколько типологий организационной культуры, каждая из которых предполагает использование определенных критериев

2

Существует несколько типологий организационной культуры, каждая из которых предполагает использование определенных критериев. Последними служат факторы, способные оказать решающее воздействие на формирование культуры и придание ей специфических характеристик.

Ф. Харрис и Р. Моран предлагаю рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик:

· осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других через индивидуализм);

· коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, телефонного права и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляция варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);

· внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, косметика, опрятность, прическа);

· что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии, едят ли работники разных уровней вместе или раздельно).

· осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это);

· взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу и т.п.; степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов);

· ценности;

· вера во что-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т.д.);

· процесс развития и обучения(бездумное или осознанное выполнение работы; подходы к объяснению причин);

· трудовая этика и мотивирование(отношение к работе и ответственность на рабочем месте; чистота рабочего места; качество работы).

Из всего многообразия типов организационных культур остановимся подробно на типологииК. Камерона и Р. Куинна, предлагающей, что формирование культур основано на конкурирующих ценностях. Считается, что данная типология охватывает все существующие культуры. В ней выделяют два измерения. Первое отделяет критерии эффективности организации, подчеркивающие гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, соответствующих второму измерению и связанных со стабильностью, порядком и контролем (рис. 13).

Внутренний акцент и интеграция Гибкость и дискретность Внешний акцент и дифференциация
Клан Адхократия
Бюрократия Рынок
Стабильность и контроль

Рисунок 13 – Соотношение конкурирующих ценностей

Оба измерения предполагают использование четырех групп показателей, каждая из которых четко свидетельствует об организационной эффективности и определяет, что именно люди ценят в деятельности организации.

Камерон и Куинн выделяют четыре типа культур: клановую, адхократическую, рыночную, бюрократическую.

2

Сейчас читают про: