double arrow

Вопрос 2.. Существует несколько типологий организационной культуры, каждая из которых предполагает использование определенных критериев

Существует несколько типологий организационной культуры, каждая из которых предполагает использование определенных критериев. Последними служат факторы, способные оказать решающее воздействие на формирование культуры и придание ей специфических характеристик.

Ф. Харрис и Р. Моран предлагаю рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик:

· осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других через индивидуализм);

· коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, телефонного права и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляция варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций);

· внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, косметика, опрятность, прическа);

· что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии, едят ли работники разных уровней вместе или раздельно).

· осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это);

· взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу и т.п.; степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов);

· ценности;

· вера во что-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т.д.);

· процесс развития и обучения (бездумное или осознанное выполнение работы; подходы к объяснению причин);

· трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность на рабочем месте; чистота рабочего места; качество работы).

Из всего многообразия типов организационных культур остановимся подробно на типологииК. Камерона и Р. Куинна, предлагающей, что формирование культур основано на конкурирующих ценностях. Считается, что данная типология охватывает все существующие культуры. В ней выделяют два измерения. Первое отделяет критерии эффективности организации, подчеркивающие гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, соответствующих второму измерению и связанных со стабильностью, порядком и контролем (рис. 13).

Внутренний акцент и интеграция Гибкость и дискретность Внешний акцент и дифференциация
Клан Адхократия
Бюрократия Рынок
Стабильность и контроль

Рисунок 13 – Соотношение конкурирующих ценностей

Оба измерения предполагают использование четырех групп показателей, каждая из которых четко свидетельствует об организационной эффективности и определяет, что именно люди ценят в деятельности организации.

Камерон и Куинн выделяют четыре типа культур: клановую, адхократическую, рыночную, бюрократическую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: