Общая характеристика европейской культуры Нового времени и ее типологические черты.
Социально-типологические особенности развития украинской культуры во вт. пол. ХVII – ХVIII ст.
Казачество и его роль в формировании национального самоопределения украинской культуры.
Украинское барокко.
Жизнь и творчество Г.С.Сковороды как явление украинской барокковой культуры.
Становление культуры Слабожанщины в ХVII - ХIХ вв.
5.1. Новое время это историческая эпоха – с XVII до начала XIX века, в течение которой окончательно оформилась западноевропейская культура. Начавшиеся процессы в эпоху Возрождения изменили духовную атмосферу в обществе. Активизировавшийся рост антифеодальных сил, сопровождался радикальными выступлениями в Нидерландах и Англии и др. государствах, в результате чего в большинстве европейских государствах установилась абсолютная монархия.
Ослабло влияние церкви во многих сферах общества. Философия освободилась от схоластики. Получило развитие естествознания. Основой познания стал разум, опирающийся на логику и факты. В это время Р. Декарт создал рационалистическую теорию и критерием истины утвердил разум. Ф. Бэкон провозгласил объектом познания природу, целью познания – господство человека над природой, а методом познания – опыт (индукцию). Все больше получала независимость от религии общественная мысль. Элитарный гуманизм Возрождения приобрел универсальный характер. Свобода личности стала основной ценностью. Провозглашалось право каждого на труд, жизнь, благосостояние, счастье.
|
|
Английскими просветителями Д. Локком и Д. Гоббсом были разработаны теории «общественного договора» и «естественных прав», в которых поднимались вопросы, связанные с наилучшим обустройством государства. Впервые Локком была провозглашена идея о принципах разделения властей (законодательной, исполнительной и судебной).
Большой вклад в развитии точных наук внесли выдающиеся ученые И. Ньютон, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Торричелли и многие другие.
Значительных успехов ученые – медики достигли в изучении человеческого организма. Изобретение микроскопа голландским ученым А. Левенгуком позволило исследовать структуру живых организмов, в том числе, человека. Развитие получили национальные языки и культуры. Таким образом, XVII в. можно рассматривать как время кардинальных преобразований, поэтому эту эпоху называют ″веком гениев″ и первой НТР.
5.2. В XVII в. на европейских территориях происходят грандиозные социальные сдвиги, связанные сначала с религиозными противоречиям, но в ходе развития приобрели и национальный характер.
|
|
Это, в частности, Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). Ее конец не случайно совпадает с началом освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого: в сущности, украинские события были последней, самой далекой волной общеевропейского национального движения.
Первая половина века в истории Украины была временем кровавой вооруженной борьбы с внешними врагами (Крымским ханством, Турцией) и внутренним врагом - шляхетской Польшей, против которой были направлены многочисленные крестьянские восстания.
Украина XVII в. была непосредственно причастна к европейскому миру и в социально-политическом, и в культурном отношении.
В результате столкновения на украинской территории интересов католического Запада и местных национально-православных традиций в XVI в. произошли события, чьи масштаб и последствия проявятся лишь в следующем веке. Речь идет о соглашениях между украинской церковью (точнее, ее частью) и католической: унии Люблинскую 1569 г. и Брестскую 1596 г., по которой украинская церковь признавала главенство над собой папы римского. Вследствие Берестской унии, украинская церковь разделилась на две: традиционную православную и униатскую (позже за ней закрепится название "греко-католическая"). Этот факт религиозного сознания украинского народа вплоть до наших дней является одним из существенных факторов национального культурного процесса.
Таким образом, в ХVI – ХVII вв. борьба за национальную культуру тесно переплелась с борьбой за православную христианскую веру и одновременно с борьбой против захватнической политики поляков и татар.
Национальное самосознание в основном выступало как религиозное (по принципу: если ты сохранил верность православной вере, значит ты истинный украинец, а принятие католичества воспринималось как отречение от своей культуры и народа).
Поскольку ни литовская, ни польская власть не смогли защитить украинские земли от татарских набегов, эту функцию на себя взяло украинское казачество.
5.3 В это время формируется казачество как военная сила, которое взяло на себя функцию отстоять православную веру.
Главным историческим условием возникновения украинского казачества как общественного сословия и вооружённой силы было отсутствие собственной этнической государственности, социальное угнетение, национальные и религиозные притеснения. Все это способствовало массовому переселению и активному освоению территорий за днепровскими порогами. В результате сформировался особый тип человека – «воина-хозяина», который в любой момент мог оставить свой промысел и с оружием в руках отразить нападение врага.
Легендарный гетман П.Сагайдачный провел реформу, превратившая казачество из бывших отрядов - старшин фактически в регулярную армию, чьи мощь и отвага были известны всей Европе.
В религиозном отношении казачество однозначно заявило о себе как о бескомпромиссного защитника православной веры. Сам гетман вместе со всем запорожским казачеством вписался 1616 г. в Киевское Богоявленское братство, которому оказывал постоянную поддержку.
Таким образом, за время своего существования, казачество стало той силой, которая защищала православные и культурные традиции украинского народа; способствовала формированию украинской государственности; освоило пустынные степные земли; внесло главный вклад в освобождении Украины от власти Речи Посполитой.
5.4 Научные поиски ХVII ст. породили чувства несоответствия бескрайнего вечного космоса и недолговечной беззащитной человеческой жизни. Это и стало духовным содержанием культуры барокко.
Доминирование бароккового мышления характерно для тех стран, где господствовали феодальные тенденции и религиозные противоречия (Италия, Испания, Германия, Англия, Западная Европа). На Украине осмысление исторической ситуации (экспансия османской империи и натиска католицизма, войны за гетьманскую власть) также происходило в категориях барокковой модели мироустройства.
|
|
В Западной Европе стиль барокко (от итальянского слова barocco – странный, причудливый, или «жемчужина неправильной формы») возник в Италии в XVIв.
В архитектуре подчеркивается богатство, вычурность, монументальность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.
Стиль барокко выражал как интересы высшего духовенства так и аристократии. Для первых это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния, особенно после распространения реформационных идей. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали синонимом красоты и богатства. (Дворцы - Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петродворец. Художники – П. Рубенс, Д. Веласкес. Архитектор – Ф. Барромени. Скульптор – Л. Бернини).
На Украине барокко развивается с ХVI по ХVIII вв., особенно проявило себя в ХVIII в. Если в целом для европейского барокко было характерно торжественность, приподнятость, динамичность композиции, декоративность, то для украинского барокко к этому присоединилось использование традиций народного творчества и демократизация сюжетов, приближение их к народной жизни.
На Украине барочная художественная культура контактировала с православной верой. Барочная стилистика использовалась и в православных художественных произведениях, в том числе в иконописи. Такая религиозная толерантность являются отличительной чертой украинского барокко как явления европейской культуры.
Выразительные признаки стиля барокко в украинской архитектуре можно встретить уже в первой половине XVII ст. (Троицкая церковь в Чернигове (1679), Братская церковь на Подоле (1695) и др.
Барокковый характер также имеют Михайловский монастырь (1695), главная Успенская церковь Киево-Печерской Лавры (1722) и др.
|
|
Самой распространенной литературной формой барокко в отечественной культуре была стихотворная поэзия (духовные, стихи эмблем и панегирики), в прозаическом творчестве значительное место занимает тема бренности и театральности этого мира. Больше всего характерные рассказы о святых и их чудесах.
Значительного развития достигает театр, поскольку одной из центральных метафор барокко есть метафора театра мира. Украинская драма проходит эволюцию от декламаций, рождественских и пасхальных драм к драмам моралите, где добродетели и абстрактные понятия персонифицируются («Царство натуры человеческой» (1698), исторические драмы («Владимир» (1705) о крещении Руси и «Милости Божья» (1728) Ф. Прокопиевича о победах Б. Хмельницкого).
Кроме стиля барокко в европейской художественной культуре Нового времени получили развитие классицизм и рококо.
Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Декарта.
Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев.
Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в. В этом стиле строились дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве: художники – Н. Пуссен, Давид, Энгр. Скульпторы – Фальконе, Гудон, Пигаль.
Рококо – от слова «рокайль» - мелкие камушки, раковины. Этот стиль создавал атмосферу праздности, развлечения. Для него характерно изящество, утонченность, грациозность. В архитектуре, появились миниатюрные постройки - беседки, павильоны, гроты. Для внутренних украшений применяли позолоту, гобелены, зеркала, шелковые обои. В живописи появились пасторальные сюжеты. Известные художники этого стиля – Ватто, Буше, Фрагонар.
Таким образом, отказ от антропоцентризма открыл многозначительную связь человека с окружающим миром, признаком чего стало появление жанров пейзажа, натюрморта, бытовых тем. Замена целостной модели мира сменилась культурным противоборством новых стилей.
5.5. Значительное место в культуре эпохи украинского барокко занимает фигура Г.С. Сковороды (1722 - 1794). Он родился в с. Чернухи Лубенского полка в семье малоземельного казака. Учился в Киево-Могилянской академии (1738 - 1741, 1744 - 1750), был певцом придворной капеллы в Санкт-Петербурге (1742 - 1744), находился в составе посольской миссии за рубежом (1750 - 1753), а впоследствии преподавал в Переяславском коллегиуме поэтику, работал домашним учителем. В 1759 - 1764 гг, а также в 1768 г. был преподавателем в Харьковском коллегиуме, затем уже до самой смерти был странствующим философом, писал диалоги, читая и даря их своим друзьям и знакомым.
Г. Сковорода является самым ярким и самым характерным представителем украинской национальной философской мысли.
Философия для Г. Сковороды является квинтэссенцией самой жизни, поэтому главным в человеке является не столько его "теоретические", познавательные способности, сколько эмоционально-волевое существо его духа, сердце, из которого вырастает и мысль, и чувство. Характерным для философской позиции Сковороды является широкое использование языка образов, символов, а не четких рационалистических понятий, которые не в состоянии удовлетворительно раскрыть сущность философской и жизненной истины.
Философские взгляды и гуманистические идеалы Сковороды отразились и на его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках "Сад божественных песен» и «Басни Харьковские" Сковорода пропагандировал высокие моральные качества человека, призывал добывать знания, поощрял добрые дела.
Яркую картину тогдашней реальности нарисовал Сковорода в знаменитом стихотворении "Всякому городу нрав и права", слова которого позже И. Котляревский вложил в уста возному в пьесе "Наталка Полтавка".
Литературные произведения Сковороды отмечены искренним патриотизмом, любовью к Родине и ее истории. Основатель Харьковского университета В. Каразин писал о Сковороде: "Мы под казацким чубом, и в украинской свитке имели своего Пифагора, Оригена, Лейбница".
Таким образом, его творчество этого выдающегося мыслителя ассоциируется с развитием в украинской культуре тех гуманистических взглядов, которые формировались на национальной почве и оказало большое влияние на развитие гуманистических традиций в украинской культуре следующего XIX ст.
5.6 На территории Слобожанщины издавна жили разные народы: восточные сарматы, черняховские племена, половцы и другие.
Так, уже в начале первого тысячелетия н.э. территория нынешней Слобожанщины составляла юго-восточную окраину приднепровского массива славянских хлебопашеских племен романской культуры.
С конца X век значительная часть современной Харьковской области входила в состав Киевского древнерусского государства, а с XII века становится крайним пунктом поселений славян на юго-востоке. Здесь возникает славянский город-крепость Донец на реке Уды, упомянутый в «Слове о полке Игоря». В середине ХIII в. он был разрушен ордами хана Батыя. Почти три столетия эти земли были «диким полем». Казаки и крестьяне, постепенно заселявшие их, жили в слободах (отсюда и название «Слобожанщина»).
Неповторимое геополитическое положение Слобожанщины состояло в том, что она очутилась на перекрестке путей Востока и Запада, Юга и Севера, в результате чего ее культура впитала в себя политические, экономические, культурные воздействия западных и восточных земель. Но это не лишило Слабожанщину ее самобытности, и собственных специфических особенностей развития.
Слобожанщина создала свой тип человека, свой тип ментального восприятия мира.
Неуверенность времен, случайность, постоянная угроза смерти, постоянная готовность к возобновлению, потому что нападение кочевников могло разрушить все жизненное достояние в один миг, а отсюда и необходимость его воссоздания за короткое время. Все это сформировало авантюрно-казацкий тип человека - путешествующего воина и хлебороба одновременно, который не боится внешних угроз и при этом умеет ценить стабильность старого семейного, родового уклада жизни.
На слободской земле формируется новый вариант украинской культуры, что в дальнейшем будет испытывать трансформации и модификации.
Так как на казацкие поселения часто совершали набеги ногайские и крымские татары, то в 1954 г. украинские казаки и российские служилые люди у слияния рек Харьков и Лопань начали строить крепость для защиты границ своего государства. Так был основан Харьков.
Со временем наш город стал крупным торговым и промышленным центром, а после открытия в 1805 году университета – первым научным и образовательным.
В первой пол. ХХ в., с 1917 по 1934 год, Харьков был столицей Украины.
Сегодня Харьков – один из крупнейших городов нашей страны – здесь проживает более полутора миллиона жителей. В городе работает много промышленных предприятий, научных институтов, учебных заведений и учреждений культуры.
Контрольные вопросы:
1. Каковы основные черты культуры Нового времени?
2. Охарактеризуйте социально-политическую ситуацию в украинской культуре, сложившуюся во вт.пол. ХVII – ХVIII ст.
3. Какую роль играло казачество в формировании национальной украинской культуры?
4. Почему украинская культура ХVII – ХVIII ст. развивается как барокковая?
5. Какие еще художественные стили были присущи европейской культуры данного периода?
6. Что вы знаете о жизни и творчестве Г.С.Сковороды?
7. Охарактеризуйте становление и специфические черты культуры Слобожанщины.
Литература:
основная [1, с. 66 – 71, 123 – 140, 171 – 181; 4, с. 91 – 96, 137 – 144];
дополнительная [22, с. 118 – 131, 311 – 332; 11, с. 151 – 171; 7, с. 101 – 114, 201 – 214, 232 – 245; 21, с. 146 – 184].