Предприятия любых типов создаются с целью удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
Главные цели деятельности создающихся и функционирующих фирм равно как и средства их достижения находят отражение в Уставе.
Поэтому внутренний аудит уставной деятельности необходимо осуществлять в двух направлениях, а именно:
1. Следует дать оценку содержания самого Устава относительно полноты заложенных в нем возможностей развития предприятия в рыночных условиях;
2. Необходимо оценить степень согласованности направлений фактической деятельности с содержанием Устава.
Аудит Устава и учредительных документов предприятия заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Необходимым условием проведения аудита является следующее информационное обеспечение:
· Устав фирмы;
· Учредительный договор;
· Протоколы собраний учредителей;
· Свидетельство о регистрации;
· Документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества;
· Свидетельство о регистрации в органах статистики, Государственной налоговой администрации, пенсионном фонде, в Фонде занятости и др. фондах;
· Договор на банковское обслуживание;
· Проспект эмиссии, реестр акционеров, договор с независимым регистратором (для акционерных обществ);
· Выписки из протоколов годовых собраний акционеров;
· Выписки из решений Наблюдательного Совета, Совета директоров;
· Приказы и распоряжения исполнительной дирекции;
· Лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
· Журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, ликвидации и тому подобных действий уполномоченным лицам фирмы;
· Внутренние положения;
· Документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества и т.п.);
· Финансовая отчетность за начальный период деятельности фирмы после государственной регистрации;
· Годовая отчетность;
· Отчетность на дату реорганизации или ликвидации субъекта предпринимательской деятельности.
В процессе внутреннего аудита необходимо установить:
Þ Структуру управления предприятием, степень ее соответствия принятым целям;
Þ Своевременность внесения изменений в учредительные документы (если такие были);
Þ Соответствие видов деятельности Уставу;
Þ Размер уставного капитала и доли каждого учредителя;
Þ Правильность оценки долей и своевременность их внесения учредителями в уставной капитал;
Þ Соблюдение порядка открытия счетов в банках;
Þ Предусмотрено ли создание резервного и других фондов;
Þ Порядок использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
Þ Правильность исчисления доходов учредителей и акционеров;
Þ Обоснованность (документальное обеспечение) и соблюдение методологии учета операций формирования уставного капитала.
В данной методике реализуется: способ нормативно-правового регулирования, логический анализ, сравнение, встречная и взаимная проверки.
В результате проведенных работ службы внутреннего аудита формируют независимое мнение и отражают его соответствующей записью в разделе Акта аудирования.
Вывод:
Становление аудиторского контроля и его развитие в Украине происходит в условиях отставания теоретических разработок в отношении как вопросов организации процесса аудита, так и конкретных методик аудита. Главная проблема состоит в том, что на содержание методик и конкретных процедур аудита оказывает влияние сложность экономического содержания аудируемых объектов, постоянно меняющееся правовое регулирование функционирования хозяйственного механизма предприятия.
На основе комплексного, системного исследования проблем организации и методологии процесса внутреннего аудита, оценки возможностей внедрения в практику крупных коммерческих предприятий служб внутреннего аудита выработан ряд научных выводов и рекомендаций, содержание которых заключается в следующем.
Конструктивный подход в решении организационных вопросов реализуется прежде всего с уяснением места и роли внутреннего аудита в общей системе внутреннего контроля на предприятии. Доказано, что система внутреннего контроля предприятий со сложной организационной структурой управления включает в себя подсистему внутрихозяйственного контроля, осуществляемого всеми структурными подразделениями предприятия, и специализированное подразделение внутреннего аудита. Внутренний аудит должен выполнять роль диагностического средства в управлении конечными результатами деятельности предприятия, а цель его заключается в экспертной оценке соблюдения экономической политики предприятия, включая и учетную, оценки функционирования внутрихозяйственного контроля.
Реализация системного подхода позволила обосновать необходимость рассмотрения организации аудита в двух аспектах, а именно: организации всего процесса аудита – в широком смысле слова; организации как этапа процесса аудита, предшествующего его выполнению, - в узком смысле слова.
Это способствовала обоснованию научно-практических рекомендаций по созданию регламентного обеспечения аудита, что реализовано авторами в разработанном варианте Положения о внутреннем аудите коммерческой фирмы.
Посредством формирования «дерева целей» обозначен круг объектов внутреннего аудита. Исходя из специфики внутреннего аудита объекты сгруппированы следующим образом: организационные объекты, объекты тактического и стратегического значения. Это позволило определить субъектов для достижения целей аудирования. Так, в числе субъектов внутреннего аудита представлены следующие специалисты: бухгалтер-аудитор, эксперт-аналитик, эксперт информационных систем, эксперт-юрист, эксперт-маркетолог.
Обосновано собственное видение классификации информационного обеспечения аудита. Комплекс информационного обеспечения аудиторского процесса, в зависимости от потребностей, возникающих в ходе реализации каждого из его этапов, классифицирован на входную и выходную (контрольную) информацию. В свою очередь, входная информация, исходя из источника (адресности) ее формирования, а также из содержания, классифицирована на нормативно-правовую, нормативно-справочную, фактографическую и организационную. Выходная информация, в зависимости от степени обобщения сведений, подразделена на промежуточную и итоговую.
Обобщена степень влияния микрокомпьютерной техники, используемой в учетно-контрольном процессе предприятия, на организацию информационного обеспечения аудита.
Выработаны рекомендации по стандартизации промежуточной и итоговой контрольной информации.
Мотивирую тем, что итоговая информация по результатам аудирования может стать базой для оценки качества работы аудиторов, выработан подход к формированию структуры и содержания Аудиторского отчета и основных его составляющих: Акта аудирования и Аудиторского заключения.
В Акте аудирования найдут отражения организационные аспекты (вводный раздел) и контрольная информация об отклонениях с рекомендациями по их устранению и предупреждению в перспективе (основной раздел);
в Аудиторском заключении – выводы по выявленным отклонениям и степени их существенности, заключительная оценка относительно верности и объективности отчетности, полноты и соответствия действующему законодательству, установленным стандартам и нормам бухгалтеского учета хозяйственно-финансовой деятельности фирмы.
Акт аудирования и Аудиторское заключение рекомендовано подписывать и скреплять печатью отдельно. Поскольку Акт аудирования содержит конфиденциальную информацию и остается для внутреннего использования, а Аудиторское заключение представляется внешним пользователям (общему собранию акционеров).
Обоснование теоретических положений моделирования методик аудита позволило определить основные элементы методик, а также степень их модификации под влиянием компьютерного варианта обработки учетно-экономической информации.